Prev Next
  • preview

       Русский вальс   

      Новые, позабытые и легендарные вальсы
      Золотого, Серебряного и Рубинового веков русской музыки

  • preview

       Кармен-романс   

      Романс-монолог с приоритетом возвышенного поэтического слова.
      Carmen (лат., Древний Рим) — гимн, песня, прорицание.
      Римские богини-камены — покровительницы поэзии и искусств.

  ruslancarmen  


   лауреат Международного конкурса им. Ф.И. Шаляпина (2011),
   лауреат Международного конкурса памяти С.В. Рахманинова (2013),
   лауреат Международного конкурса им. Изабеллы Юрьевой (2016),
   лауреат и дипломант международных конкурсов в России, Украине, Италии и Испании

РУСЛАН БОГАТЫРЕВ


Автор и исполнитель русских песен и романсов,
шедевров Золотого, Серебряного и Рубинового веков русской культуры, русской духовной музыки,
романтических и танцевальных песен Европы и стран Латинской Америки.

Автор слов к русским песням и романсам, инструментальным произведениям
П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, М.Л. Таривердиева, А.С. Зацепина и Е.Д. Доги.

Автор кармен-романсов на стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Сергея Есенина,
Константина Бальмонта, Анны Ахматовой, Ивана Бунина, Владимира Набокова,
на музыку Фредерика Шопена, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского.

За свою деятельность по развитию русской вокальной музыки награждён почётной медалью В.П. Зубова,
отца-основателя уникальной русской коллекции смычковых инструментов работы итальянских мастеров:
Антонио Страдивари, Андреа Гварнери, Франческо Руджери и Николо Амати,
директора Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО).

Любимые поэты, повлиявшие на восприятие музыки и мира, —
Александр Блок, Николай Гумилев, Сергей Есенин и Федерико Гарсиа Лорка.

Главный редактор арт-журнала «Пантеон»,
вед. эксперт Комитета национального наследия,
основатель и отв. секретарь Русского общества классического романса,
руководитель Московского камерного ансамбля «Благозвучие» (BELSONECO).

Муслим Магомаев. Синяя вечность

Александра Пахмутова. Русский вальс

Георгий Свиридов и Руслан Богатырев. Метель

Ян Френкель. Русское поле

Андрей Дементьев. Нет без песен России

Николай Гумилев. Белые крылья

Евгений Мартынов. Лебединая верность

Александр Морозов. Фантазер

Сергей Есенин. Синие глаза

Роберто Ливи. Manana si

Борис Емельянов. Целую твою ладонь

Олег Митяев. Белогорие

Олег Митяев. Царица Непала

ЦАРСКОЕ СЕЛО. ВРЕМЕНА ГОДА
Эрмитажные вечера


К 100-летию Марии Каллас и 150-летию Сергея Рахманинова.

Комитет национального наследия и Русское общество классического романса, журнал Este Mondo («Эстетика мира») и арт-журнал «Пантеон» 10 ноября 2023 г. представляют новый художественный цикл «Эрмитажные вечера». В его рамках планируется проведение концертов, концертов-эссе, встреч и бесед, посвящённых русской музыке, поэзии и живописи Золотого и Серебряного веков нашей культуры.

Основы эрмитажности искусства (пейзаж настроения, поэтическое созерцание) были заложены академиком Д.С. Лихачёвым в его книге «Поэзия садов».

Цикл «Эрмитажные вечера» в сезоне 2023/2024 в Музыкальном зале Усадьбы Зубовых открывает концерт «Царское Село. Времена года» (жемчужины русской и итальянской музыки, эрмитажная европейская классика стиля Sentimento Brillante).

Музыкальное путешествие по Царскому Селу, легендарной загородной резиденции русских императоров и императриц: Камеронова галерея, павильон «Эрмитаж», Екатерининский и Александровский парки.

В программе вечера произведения Антонио Вивальди, Алессандро Марчелло, Алессандро Скарлатти, Никколо Паганини, Винченцо Беллини, Джакомо Пуччини, Чезаре Биксио, Сальваторе Гамбарделла, Фредерика Шопена, П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. И. Дюбюка, П. П. Булахова, Г. В. Свиридова на стихи Генриха Гейне, А. С. Пушкина, А. К. Толстого.

ВЕСНА. Рафаэлевская комната и Камеронова галерея
ЛЕТО. Купольный зал и Павильон «Эрмитаж»
ОСЕНЬ. Зеркальный кабинет и Екатерининский парк
ЗИМА. Серебряный кабинет и Александровский парк

Арт-журнал ПАНТЕОН

  • Беседы (диалоги, беседы о русской эстетике)
  • Соджетто (миниатюры-эссе, размышления, монологи, афоризмы, антология мысли)
  • Carmen (кармен-миниатюры: в поэзии, прозе, музыке, кино)
  • Компьютинг (компьютерные науки и технологии, история науки, ментальное программирование)
  • Пергамент (избранные фрагменты классики, кармен-эссе)
  • Парнас (поэзия и музыка слова; история и развитие русского и европейского романса)
  • Олимп (важные и значимые эссе; лучшие из лучших, рейтинги, онтология памяти)

Приложения

  • Пантеон.Лекторий (онлайн-лекторий: искусство и культура, наука и жизнь)
  • Пантеон.Афиша (Москва и Петербург. Малые площадки. Избранные концертные залы, музеи, усадьбы, библиотеки, лектории, культурные центры)
  • Пантеон.Салон (музыкально-поэтический салон)


Пантеон… Храм, посвящённый богам… Это уже третий мой журнал.

В начале 1990-х своими силами издавал печатный ИТ-журнал  «Modula-2 и Clarion»: швейцарский язык программирования и американская СУБД (система управления базами данных).

Затем в 1995 г. под эгидой Международного инженерного университета начал издание 200-страничного журнала «Технология программирования». Журнал создавался как своего рода аналог Scientific American, но в области компьютерных наук и технологий. То было первое в России подобное издание, да ещё с CD-приложением.

В 1997 г. пригласили в качестве ведущего научного обозревателя в главный тогда компьютерный еженедельник ComputerWeek-Moscow.  Затем с 2001 г. пять лет работал в должности научного редактора журнала «Мир ПК» и главного редактора «Мир ПК-диск»…

Особенность нового арт-журнала  — эрмитажная музыка, эрмитажная поэзия, эрмитажная живопись. А также мои творческие работы в области интона (распетая интонированная речь) и кармен-романсов (романсы с приоритетом высокой поэзии, преимущественно Серебряного века).

Журнал формируется в ежедневном режиме. Частично его материалы представлены на моих страницах в соц.сетях. Добро пожаловать!

preview

Сольные альбомы

  • 2017 — Моей любви небесный свет
  • 2018 — Моя хрустальная печаль (Серебряный век)
  • 2019 — Александр Блок. Белые ночи
  • 2019 — Николай Гумилёв. Сын голубой высоты
  • 2020 — Русь / в трёх альбомах
  • 2021 — Для тебя. Любовь и небо / в пяти альбомах
  • 2022 — Чистота
  • 2022 — Берёзовый сок
  • 2022 — Нежность

В основе творчества — русская культура, кармен-искусство и эрмитажность. Романсы и их экранизация на основе изысканной поэзии Серебряного века в обрамлении эрмитажной музыки (как продолжение идей академика Д.С.Лихачёва) — первая попытка создания новой формы зодчества музыки, слова и зримого образа.

Кармен-романсы с их проникновенностью и интон-пением продолжают и развивают направление, некогда заданное Микаэлом Таривердиевым. Искренность и доверительность высокого поэтического слова, пропитанного красивой лирической музыкой.

Евгений Дога. Облака из России

Николай Гумилев. Иногда я бываю печален

Александр Блок. Белые ночи

Александр Блок. Пойми же


Гемма-антология «Для тебя. Любовь и небо» (2021)

/ Дата выпуска: 1 марта 2021 г.
/ Аранжировка: Олег Князев, Сергей Каминский.
/ Дизайн обложки и антологии: Руслан Богатырев.

Для тебя. Любовь и небо


/ Антология кармен-романса.
/ Серебряный век поэзии. Золотой и Рубиновый века музыки
/ Камеи музыки и слова

/ 45 миниатюр в пяти книгах — 58 фильмов — 45 романсов


Лирический альбом «Для тебя. Любовь и небо» (2021) на основе утончённой поэзии Серебряного века в обрамлении эрмитажной музыки — первая попытка создания новой формы зодчества музыки, слова и зримого образа.

Романсы не просто насыщаются и пропитываются классикой русской поэзии. Не просто воплощаются в зримые сюжеты фильмов-романсов. Формируется своя архитектура, своя архитектоника, которая необходима для подобного романа. Романа в стихах и романсах. Где галерея действующих лиц, сюжетов, историй любви сливается в единый роман, в единую песнь Любви и Небу.


Антология-триарта «Русь» (2020)

/ Дата выпуска: 7 декабря 2020 г.
/ Аранжировка: Олег Князев, Сергей Каминский.
/ Дизайн обложки: Руслан Богатырев / Фото: Марина Лысцева.

Русь

/ Памяти моих родителей

/ Антология русской песни. Серебряный век и Рубиновый век
/ Плес Левитана, Петербург Блока, Константиново Есенина

/ 48 миниатюр в трёх книгах — 48 фильмов — 48 песен и романсов

Уходящий 2020 год — год юбилеев выдающихся деятелей русской культуры: 220-летие Евгения Баратынского, 200-летие Афанасия Фета, 180-летие Петра Чайковского, 160-летие Антона Чехова, 150-летие Ивана Бунина, 150-летие Александра Куприна, 140-летие Андрея Белого, 140-летие Александра Бенуа, 130-летие Бориса Пастернака...

30 августа отмечалось 160 лет со дня рождения Исаака Левитана, 3 октября — 125-летие Сергея Есенина, а 28 ноября — 140 лет со дня рождения Александра Блока.

Блок, Есенин, Левитан... Объединяет их одно короткое слово – Русь.

  • К 160-летию со дня рождения Исаака Левитана
  • К 140-летию со дня рождения Александра Блока
  • К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина


Сольный арт-альбом «Александр Блок. Белые ночи» (2019)

/ Дата выпуска: 7 августа 2019 г.
/ Аранжировка: Олег Князев, Сергей Каминский
/ Дизайн обложки: Анна Байбакова.

Александр Блок. Белые ночи

Первый музыкальный арт-альбом (2019)

Эрмитажная музыка, кармен-романсы, поэтическая инкрустация, триарты, выразительное распетое слово, кармен-фильмы на основе шедевров советского кино, пейзажные и танцевальные видеоминиатюры, выпуск именно арт-альбома… Всё это детали. Возможно важные. Но они не должны затмевать главного: преклонения перед Словом.

Они связаны многими нитями — «Египетские ночи» А.С. Пушкина, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и вот теперь эти необычные «рукотворные» ночи потрясающе глубокой и невероятно музыкальной поэзии А.А. Блока — ночи белые, чёрные, голубые, светлые, огневые, синие… Все те эпитеты, которые Блок не раз использовал в своём творчестве. Ночи и в зной, и в стужу… Ночи загадочного и мистического Петербурга…

48 стихотворений и 1 поэма Александра Блока, музыка Фридерика Шопена и Эннио Морриконе, Дмитрия Шостаковича и Евгения Доги... 9 кармен-фильмов, созданных на основе фондов «Мосфильма» и «Ленфильма», лучших экранизаций бессмертных произведений А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и И.С. Тургенева...

Колокольня Николо-Богоявленского морского собора у Крюкова канала С.-Петербурга и купол Санта-Мария-дель-Фьоре на Соборной площади Флоренции, ангелы на вершине Александровской колонны и на шпиле Петропавловского собора, разводные и пешеходные мосты Северной Венеции, ночные витражи петербургских каналов...


Сольный арт-альбом «Николай Гумилев. Сын голубой высоты» (2019)

/ Дата выпуска: 26 августа 2019 г.
/ Аранжировка: Олег Князев, Сергей Каминский
/ Дизайн обложки: Анна Байбакова.

Николай Гумилев. Сын голубой высоты

Второй музыкальный арт-альбом (2019)

Николай Гумилёв в музыкальной оправе кармен-романсов, где доминирует выразительное распетое слово: стихия чувств Диониса в изяществе форм Аполлона. Вечная радость бытия. Душа человеческая, замирающая перед раскрывшеюся бездной.

12 кармен-романсов вместили в себя 24 стихотворения Николая Гумилёва из 8 его прижизненных сборников, а также 7 новых кармен-фильмов, созданных на основе фондов «Мосфильма» и «Ленфильма», лучших экранизаций произведений И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, М.А. Булгакова, А.Р. Беляева, А.С. Грина...

В своей книге «О рождении трагедии» молодой Фридрих Ницше воскресил из греческой античности колоссальные образы двух главных эллинских божеств — Аполлона и Диониса. Образы эти удивительно ярко и полно воплощают два полярно противоположных мироощущения.

Аполлон: подлинная жизнь как обманчивое покрывало сновидений. Утончённость, изящество, высота духа... Но это иллюзии. Ни бездн, ни ужасов реального мира. Светозарность вечности.

Дионис: варварский, дикий бог, который вторгается в царство безмятежности и душевной гармонии. Вечно страдающий и воскресающий. Его буйное исступление рождает новые миры. В нём и заключена истинная сущность жизни. Он касается души человека, застывшей в ужасе перед бездной. Человеку открывается новый путь к преображению, к первоединому бытию. В человеке возникает сверхприродное. Он бог и властелин.

Евгений Дога. Хрустальный вальс

Евгений Дога и Руслан Богатырев. Хрустальный вальс

Евгений Крылатов и Сергей Есенин. Капли жемчужные

Александр Морозов. Дикие розы

Владимир Мигуля. А мне не надо от тебя

Борис Мокроусов. Ты рядом

Ян Френкель. Для тебя

Оскар Строк. Звездное счастье

Сергей Есенин. Пускай ты выпита другим

Александр Морозов. Колокольчик

Ян Френкель. Русское поле. Акварельная версия

Борис Мокроусов. Вологда

Сергей Есенин. Тебе одной плету венок

Владимир Оксиковский. Князь Владимир

Николай Рубцов. Морошка

Сергей Есенин. Костёр

Борис Емельянов. Танго на костре

Ян Френкель. Журавли

Валерий Зубков. Нас не нужно жалеть

Кирилл Молчанов. Иволга

Вениамин Баснер. Березовый сок

Владимир Бучель. Герои мировой войны

Александр Суханов. Мы будем помнить вечно

Игорь Лученок. Майский вальс

9 МАЯ | СВЯТОСТЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ


В мае 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения моего отца... Он не любил говорить о той тяжёлой войне. Он многое прошёл, многое пережил. И обращался к воспоминаниям чаще только из чувства протеста. Когда другие на его глазах топтали память или глумились над верой минувших поколений.

В нашей семье отношение к памяти о той великой войне было святое. Отец терпеть не мог тех, кто на этом пытался делать себе карьеру. А, тем более, зарабатывать. Даже из числа «примазавшихся» ветеранов.

Оглядываясь назад, понимаю, насколько мне повезло с воспитанием и с моими родителями... Вырос в семье потомственных русских офицеров. Дед по отцовской линии — воронежский казак, обер-офицер, прапорщик Русской императорской армии (кавалер трёх Георгиевских крестов в Первую мировую войну, участие в Карпатской операции, Брусиловском прорыве) и командир эскадрона в Первой конной армии РККА Семёна Будённого. Бабушка — украинка, из Полтавской губернии. Они познакомились и поженились в Киеве, затем переехали в Москву. Дед какое-то время перед войной был финансовым директором ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, ставшая потом ВДНХ и ВВЦ). Тогда это была одна великая страна.

Мой отец — офицер Красной Армии, прошёл всю войну, от пулемётчика до радиста, от Москвы до Кёнигсберга, от сержанта до инженер-капитана. Жизнь посвятил любимой инженерной профессии: строил и проектировал гражданские и военные аэродромы СССР (в основном на Дальнем Востоке), был руководителем лётно-испытательных лабораторий (включая и знаменитый Ту-144), работал в ГосНИИ ГА (ведущий научно-исследовательский институт в гражданской авиации СССР), долгие годы возглавлял всё мостовое хозяйство Москвы.

На фронт несмотря на проблемы со зрением он в 19 лет пошёл добровольцем. По военным архивам установил дату: 15 октября 1941 г. (Коминтерновский райвоенкомат Москвы). Пошёл пулемётчиком в 3-ю Московскую коммунистическую стрелковую дивизию. Она формировалась с 17 по 24 октября 1941 г. из 25 коммунистических и рабочих батальонов (по числу районов города) на основании постановления Государственного комитета обороны от 04 июля 1941 г. Кровопролитные бои за Москву.

Приказом Народного Комиссариата Обороны СССР от 19 января 1942 г. 3-я Московская коммунистическая дивизия была переформирована в 130-ю стрелковую дивизию. Затем тяжёлое ранение в Демянской операции зимой 1942 г. Сутки пролежал без сознания на 20-градусном морозе с простреленным лёгким. С того света вытащила одна героическая медсестра. После ранения закончил Московскую школу старшин радиоспециалистов и отправился вновь на фронт. Уже радистом.

В 1943–1945 гг. — 155-й отдельный батальон связи 19-го стрелкового корпуса. Северо-Западный фронт (маршалы С. К. Тимошенко, И. С. Конев), 3-й Белорусский фронт (генерал армии И. Д. Черняховский, маршал А. М. Василевский), 1-й Прибалтийский фронт (генерал армии И. Г. Баграмян). Май 1945 г. встретил в поверженном Кёнигсберге (нынешний Калининград).

Мама работала в легендарном расплетинском ЦКБ «Алмаз». В том самом, где создавались наши лучшие системы ПВО. В 1950-1960 гг. — в 4-м Главном управлении Минздрава СССР (Лечсанупр Кремля). Как сестра милосердия ухаживала за многими выдающимися деятелями страны, среди которых, как я потом от неё узнал, были Любовь Орлова, Екатерина Фурцева, Валентина Серова, Евдокия Турчанинова, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Сергей Михалков, Сергей Лемешев, Александр Пирогов, Арам Хачатурян, Александр Бакулев, Игорь Курчатов, Семён Будённый, Константин Рокоссовский.

Сейчас мне уже не кажется удивительным, как преобразилась за несколько лет некогда деревенская девочка, которая родилась и провела всё своё голодное детство на берегу Оки, всего в нескольких километрах от села Константиново. Девочка, выросшая в ту самую застенчивую девушку, глазами которой так восхищалась сама Любовь Орлова: «Ниночка, ну посмотри на меня, не стесняйся. До чего же у тебя чудесные голубые глаза!»

Мама обожала Рокоссовского. Как и отец. И любила вспоминать один эпизод, произошедший незадолго до моего рождения. Дело было в самом центре Москвы, на улице Грановского, выходящей на Ленинку (теперь это Романов переулок). Они шли под руку с отцом. Мама работала рядом. Вдруг неподалёку остановился чёрный автомобиль, из него быстрым шагом вышел Рокоссовский и направился, пересекая улицу, в их сторону. Отец в офицерской форме, весьма озадачен. Но ещё больше был потрясён, когда Рокоссовский подошёл и отдал честь. Он отдал честь моей маме. Как простой сестре милосердия, которая провела немало бессонных ночей у его палаты в Кремлёвской больнице…

Мама всегда восхищалась умом отца, но в духовной жизни лидером в нашей семье была именно она. Лучшего учителя у меня не было. Ни тогда, ни сейчас. И как только она смогла это впитать, до сих пор не пойму. Отличать дерьмо от незабудки и в советское время было непросто. Но она умела. Ей достаточно было взглянуть на человека и послушать, как и что он говорит, — оценка была предельно точной. В людях она ошибалась редко.

У нас была очень радушная семья. Сколько себя помню, праздничные застолья всегда были хлебосольными и песенными. Часто у нас дома собирались ветераны войны. Не только на 9 мая. Поначалу солировал отец. Затем постепенно роль главного запевалы перешла ко мне. Так за десятки лет параллельно с учёбой в школе и институте формировалось моё песенное мировоззрение. Конечно, до Лидии Руслановой, которая помнила свыше 3 тыс. песен, мне было очень далеко. Но примерно 4-5 сотен песен знал. Выверенная стилистика исполнения, врождённая музыкальность, которой спустя годы восторгался один из моих музыкальных педагогов по институту, где получал высшее музыкальное образование,— это всё школа тех праздничных вечеров. Никакой манерности и показухи, тем более, ныне модного крика и истошного ора, ветераны не терпели.

По большому счёту, в профессиональную музыку я пришёл не из ресторана и кабака, не из телевизионных шоу и конкурсов, как сейчас принято, а из таких вот народных семейных застолий. Как, впрочем, и любимец нашей семьи — Евгений Мартынов. В советское время мы и не догадывались, что малая родина его отца, где провёл детские годы и в ДК им. Ленина начинал свой профессиональный путь наш великий романтик-мелодист, был тот самый донецкий Артёмовск. В августе 2013 г., за полгода до кровавого госпереворота на Украине, этому дворцу культуры успели присвоить имя Евгения Мартынова. В конце мая 2023 г. исполнилось 75 лет со дня его рождения...

Когда расходились гости, мы с родителями за чашкой чая садились в узком кругу и пели уже только для себя. Советские фронтовые, задушевные русские и украинские песни. Отец их обожал. Это была святая память о его маме. Он часто не мог сдержать слёз... С годами такие песенные посиделки стали нашей доброй семейной традицией. Мама в эти моменты была просто на седьмом небе от счастья.

Когда я слышу, как сегодня исполняют песни тех лет, особенно те, кто ещё вчера, до февраля 2022 г., упивался насквозь прогнившей поп-эстрадой, и как откровенно наживаются на нашей святой памяти, во мне внутри всё переворачивается. И, по правде говоря, в душе просыпается тот 19-летний пулемётчик 1941 года...