Вера |
1. Русь | (муз. Дмитрий Соловьев, сл. Александр Блок) | |
2. Тебе одной плету венок | (муз. Виктор Панченко, сл. Сергей Есенин) | |
3. Князь Владимир | (муз. и сл. Владимир Оксиковский) |
4. Ах, как птицы поют | (муз. Геннадий Пономарев, сл. иеромонах Роман) | |
5. Радость моя | (муз. и сл. иеромонах Роман) | |
6. Пел соловей | (муз. и сл. иеромонах Роман) |
7. Спаси и сохрани | (муз. Евгений Крылатов, сл. Анастасия Суханова) | |
8. Всего-то навсего | (муз. монахиня Иуалиания, сл. Андрей Лонгвинов) | |
9. Богомольная рябина | (муз. и сл. Ирина Скорик) |
1. РУСЬ
/ муз. Дмитрий Соловьев, сл. Александр Блок
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
/ видео (Р.Богатырев): Плес (2019), Константиново (2020).
Эрмитажный фильм «Русь»: Плёс Исаака Левитана и Константиново Сергея Есенина, Волга и Ока, рассветы и закаты.
Уходящий 2020 год — год юбилеев выдающихся деятелей русской культуры: 220-летие Евгения Баратынского, 200-летие Афанасия Фета, 180-летие Петра Чайковского, 160-летие Антона Чехова, 150-летие Ивана Бунина, 150-летие Александра Куприна, 140-летие Андрея Белого, 140-летие Александра Бенуа, 130-летие Бориса Пастернака... 30 августа отмечалось 160 лет со дня рождения Исаака Левитана, 3 октября — 125-летие Сергея Есенина, а 28 ноября — 140 лет со дня рождения Александра Блока.
Блок, Есенин, Левитан... Объединяет их одно короткое слово – Русь.
- К 160-летию со дня рождения Исаака Левитана
- К 140-летию со дня рождения Александра Блока
- К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина
Материал для этого эрмитажного (пейзажного) фильма я снимал в сентябре 2019 г. в левитановском Плёсе и в августе 2020 г. в есенинском Константиново. Снимал для себя. То, что подмечал. То, что выхватывал глаз и к чему тянулась душа.
Уже во время поездки в Константиново стало понятно, что это будет за фильм и что станет его музыкальной основой. Да, два великих пейзажиста – Левитан и Есенин. Но при этом над ними поэтическое слово Александра Блока.
Есть у него позабытое стихотворение «Русь». Написано в 1906 г. В период университетской дружбы с Сергеем Городецким и Алексеем Ремизовым. За год до начала переписки с Николаем Клюевым. И за 10 лет до появления первого сборника Сергея Есенина «Радуница». Первая часть в нём так и называлась – «Русь».
На стихотворение Блока один из моих знакомых музыкантов (Дмитрий Соловьёв) написал песню и подарил её мне. То было 3 года назад. Быстро набросав музыкальную форму, я сразу же заказал аранжировку. Всё это долго пролежало в столе. Руки всё не доходили. Впрочем, мне не очень нравилась драматургия песни. Просто полностью перекладывать стихотворение Блока было неразумно. А из его строк выстроить гармоничный сюжет не очень-то получалось. Нужен был ключ, нужна была идея.
И в августе 2020 г. в Константиново всё стало на свои места. Александр Блок как пророк судьбы Сергея Есенина. Через самую главную для них тему – Русь. Записать песню и смонтировать фильм было уже много проще.
В фильме две части: (1) Русь Левитана (Плёс, Волга) и (2) Русь Есенина (Константиново, Ока). Закаты и рассветы. И конечно образ храма: деревянная церковь Воскресения Христова в Плёсе на горе Левитана и храм Казанской иконы Божией матери в селе Константиново. Там, где венчались родители Есенина, где поэта крестили в 1895 г. и отпевали в 1925 г.
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна. — Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поёт преданья старины... Живую душу укачала, Русь, на своих просторах, ты, И вот, она не запятнала Первоначальной чистоты. — Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого Бога страстно верил, Какую девушку любил. — Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Да, я не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого Бога страстно верил, Какую девушку любил. |
Константин Коровин: «Левитан часто впадал в меланхолию и часто плакал. Иногда он искал прочесть что-нибудь такое, что вызывало бы страдание и грусть. Уговаривал меня читать вместе. «Мы найдём настроение, это так хорошо, так грустно — душе так нужны слёзы…». Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. «Как странно всё это и страшно, — говорил он мне, — и как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира — земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймёт этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство — в нём есть что-то небесное — музыка».
Сергей Есенин: «Сродни мне и Левитан. Идёшь от одной картины к другой, и вот вспыхивает осень золотом берёз и синью реки, грустит закат над омутом, задумался стог сена в вечерней тишине… Смотришь и думаешь: «Да ведь это моё, родное, близкое мне, с детства вошедшее в сердце…».
Михаил Мурашов: «Раз как-то зашёл ко мне Александр Александрович Блок и принёс два стихотворения для сборника (в то время я готовил для одного издательства литературный альманах). Затем мы вместе ушли. Без меня пришёл Есенин. На столе нашёл стихи Блока, прочёл и написал записку, а внизу приписал: «Ой, ой, какое чудное стихотворение Блока! Знаешь, оно как бы светит мне!» Есенин очень любил стихи Блока и часто читал их на память».
=== БЛОК И ЕСЕНИН
Мысль о том, что Есенин — прямой последователь Блока и что именно Александр Блок был для Есенина главной путеводной звездой, не столь очевидна. Даже абсурдна. Мы привыкли к другому Есенину. Да и он сам нас к этому приучил.
Его хрестоматийные «сподвижники» — Николай Клюев и Анатолий Мариенгоф. Это нам вдалбливали и продолжают вдалбливать по сей день весьма маститые эксперты. А то, что в основе почти всего творчества Есенина лежат Пушкин, Блок и Белый — это ведь что-то из области фантастики. Не так ли?
Не скрою, вот уже несколько месяцев, как я глубоко погрузился в эту тематику в свете своих исследований по Серебряному веку. И она меня захватила. Масштабом и неизвестностью. И чем дальше погружаюсь в материалы, тем всё больше убеждаюсь в том, что шаблонность, стереотипность подачи творчества Есенина во многом не только принижает его истинную глубину, но и существенно обедняет восприятие всей русской поэзии. Да, «хребет» её определяют эти три имени: Пушкин, Блок, Есенин.
Одним из первых побудительных моментов к тому, чтобы, засучив рукава, взяться всерьёз за Есенина, стали записные книжки Георгия Васильевича Свиридова. Его любимым поэтом был Сергей Есенин. Хотя вначале «пальму первенства» в своей табели о рангах применительно к Руси и России он отдавал Александру Блоку. Свиридов не поленился заглянуть глубже поверхностной маски хулигана и пейзажиста Есенина. Да, Есенин глубже. Много глубже, нежели мы привыкли считать.
Г.В.Свиридов: «Любовь народа к стихам Есенина в известной мере — ответная. Ибо он сам наполнен бесконечной любовью ко всему живому. В то время как многие художники наполнены исключительно собой, например Маяковский... Для русской культуры, во всяком случае для некоторой её части, характерны элементы, роднящие её более, чем культуру современной Европы, с Древней Грецией. Эти элементы получены нами через православную веру, которая впитала в себя и древнюю греческую философию. Вот откуда платонизм у Мусоргского, Владимира Соловьёва, у Блока и Есенина. Преобладающий элемент духовного начала в творчестве (Божественного). Вот почему искусство этих художников трудно мерить европейской мерой. Вот этому искусству равно чужда и чувствительность, и схоластика, и даже пламенный рационализм Спинозы или Бетховена.
Это искусство совсем не клерикальное, не религиозное искусство с точки зрения культа, обряда, богослужения. Оно религиозно, священно, сакраментально в том смысле, как говорил Платон — что душа человека сотворена Богом — это та Божественная часть человеческого существа, которая способна общаться со своим творцом и одна лишь в человеке несёт в себе подлинное, неизменное, вечное Божественное начало».