РУСЬ СЕРЕБРЯНАЯ надежда

 

Иван Бунин и др.

 11. Зачем и о чем говорить(муз. Александр Суханов, сл. Иван Бунин)
 12. Можжевеловый куст(муз. Александр Суханов, сл. Н.Заболоцкий, И.Бунин)
 13. Мечтательный вечер(муз. Александр Суханов, сл. Константин Бальмонт)
 
 14. Вот и лето прошло(муз. Виктор Панченко, сл. Николай Клюев)
 15. Хрустальный вальс(муз. Евгений Дога, сл. Руслан Богатырев)
 16. Облака из России(муз. Евгений Дога, сл. Федор Петрухин)

12. МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ КУСТ

/ К 160-летию Исаака Левитана
/ К 150-летию Ивана Бунина

/ эрмитажный фильм (Р.Богатырев, сентябрь 2019): Плёс на Волге, ночные витражи Невы и каналов С.-Петербурга.)

/ муз. Александр Суханов, сл. Николай Заболоцкий, Иван Бунин (авт. ред. Р.Богатырев)
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст.
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.


Ту звезду, что качалась в холодной воде,
Огонёк, до рассвета дрожавший во тьме,
Под плакучей ракитой в безмолвном саду
Я теперь в небесах никогда не найду.

В старый дом, где я песни простые слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
В то селенье, где шли молодые года,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.


В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим.
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!

Это первый романс, давший жизнь идее кармен-романсов (январь 2018) и методу поэтической инкрустации.

История его необычна, стоит рассказать. У Александра Суханова есть замечательный романс "Можжевеловый куст" на стихи Николая Заболоцкого. Четыре катрена (четверостишия) положены на прекрасную запоминающуюся мелодию. Текст в точности, как в оригинале.

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Лёгкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

== Типографика музыки

Сколько слушал этот романс, всё время коробили металлический хруст и смертоносная игла. Подумал: раз это новое (музыкальное) произведение, о котором Заболоцкий и не подозревал, почему же непременно надо следовать в точности тексту стихотворения?

Практика внесения изменений в поэтический текст при переносе на музыкальную основу бытовала и во времена П.И.Чайковского (он сам этим нередко занимался). Конечно, при этом требуется большая деликатность, но раз изменения вносятся (прямая аналогия: экранизация литературных произведений), они вполне могут носить характер не только косметический, но и даже менять драматургию миниатюры.

Раз так, почему нельзя создать новую музыкальную миниатюру на основе нескольких текстов, используя привычные для кинематографа композиционные приёмы?

Музыка не только создаёт мелодическую, ритмическую и гармоническую оправу поэтическому тексту, но и даёт новые возможности "дыхания" поэзии, возможности пауз и музыкальной "тишины". Когда слушатель (не читатель!) может полностью погрузиться в тончайшие детали звучащего слова.

Таких средств выразительности нет ни у одного чтеца. Печатное слово веками постигало искусство своего оформления. То, что принято называть типографикой.

Эрмитажная музыка... Медитативная и созерцательная лирика в уединении. Светлая грусть. Элегия... Эрмитажность музыки диктует свои правила композиции романса (где и как делать отбивку текста).

Музыка открывает новые возможности развития музыкальной поэтики, возможности перехода от печатного и выразительного слова к особой типографике, типографике музыки.

Возвращаясь к романсу... У Николая Заболоцкого ничего подходящего не нашел. Но вот у Ивана Бунина попалось на глаза короткое стихотворение "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (1901).

Исходное стихотворение Иван Бунин написал в 1890 г. (опубл.: Орловский вестник. 1891. № 22, 22 янв.). Оно перекликается со знаменитым тютчевским Silentium! ("Молчи, скрывайся и таи")

Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,—
Огонёк, до рассвета мерцавшей в пруде,—
Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Образ подходил, но текст требовал небольших правок, что и было сделано. Музыкальную форму (где и какие проигрыши) попросил аранжировщика изменить. На основе моих пожеланий он сочинил свой вариант. В итоге музыка слилась с поэзией в единой драматургии, и получился новый романс.

В нём объединены два стихотворения разных поэтов — "Можжевеловый куст" (Николай Заболоцкий, 1957) и "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (Иван Бунин, 1901). Можно сопоставить с оригиналами.

В эрмитажном фильме "врезка" Ивана Бунина в точности отражена ночными витражами каналов Петербурга. А поэтическим строкам Николая Заболоцкого соответствуют пейзажи левитановского Плёса.

В вокале для подачи слова используется особая техника "интона" (intone, минимально распетого выразительного слова), в отечественных традициях Александра Вертинского, Марка Бернеса, Владимира Трошина, Юрия Визбора, Владимира Ивашова, Яна Френкеля.

Вокальный стиль "интон" в моей модели близок к крунингу (crooning; проникновенное напевание вполголоса), но отличается выразительностью распетой речи. Это именно распетая речь, а не отрывистое пение. Не мелодекламация и не речитатив (там нет привязки к мелодии и ритмической сетке). Это вполне самостоятельный вокальный стиль, который можно использовать в разных музыкальных жанрах. Полностью на всём произведении или только на отдельных участках.