Иван Бунин и др. |
11. Зачем и о чем говорить | (муз. Александр Суханов, сл. Иван Бунин) | |
12. Можжевеловый куст | (муз. Александр Суханов, сл. Н.Заболоцкий, И.Бунин) | |
13. Мечтательный вечер | (муз. Александр Суханов, сл. Константин Бальмонт) | |
14. Вот и лето прошло | (муз. Виктор Панченко, сл. Николай Клюев) | |
15. Хрустальный вальс | (муз. Евгений Дога, сл. Руслан Богатырев) | |
16. Облака из России | (муз. Евгений Дога, сл. Федор Петрухин) |
12. МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ КУСТ
/ К 160-летию Исаака Левитана
/ К 150-летию Ивана Бунина
/ эрмитажный фильм (Р.Богатырев, сентябрь 2019): Плёс на Волге, ночные витражи Невы и каналов С.-Петербурга.)
/ муз. Александр Суханов, сл. Николай Заболоцкий, Иван Бунин (авт. ред. Р.Богатырев)
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
Можжевеловый куст, можжевеловый куст, Остывающий лепет изменчивых уст. Аметистовых ягод услышал я звон, И во сне, в тишине, мне понравился он. Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы. Отогнув невысокие эти стволы, Я заметил во мраке древесных ветвей Чуть живое подобье улыбки твоей. — Ту звезду, что качалась в холодной воде, Огонёк, до рассвета дрожавший во тьме, Под плакучей ракитой в безмолвном саду Я теперь в небесах никогда не найду. В старый дом, где я песни простые слагал, Где я счастья и радости в юности ждал, В то селенье, где шли молодые года, Я теперь не вернусь никогда, никогда. — В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим. Облетевший мой садик безжизнен и пуст... Да простит тебя Бог, можжевеловый куст! |
Это первый романс, давший жизнь идее кармен-романсов (январь 2018) и методу поэтической инкрустации.
История его необычна, стоит рассказать. У Александра Суханова есть замечательный романс "Можжевеловый куст" на стихи Николая Заболоцкого. Четыре катрена (четверостишия) положены на прекрасную запоминающуюся мелодию. Текст в точности, как в оригинале.
Я увидел во сне можжевеловый куст, Я услышал вдали металлический хруст, Аметистовых ягод услышал я звон, И во сне, в тишине, мне понравился он. Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы. Отогнув невысокие эти стволы, Я заметил во мраке древесных ветвей Чуть живое подобье улыбки твоей. Можжевеловый куст, можжевеловый куст, Остывающий лепет изменчивых уст, Лёгкий лепет, едва отдающий смолой, Проколовший меня смертоносной иглой! В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим, Облетевший мой садик безжизнен и пуст… Да простит тебя бог, можжевеловый куст! |
== Типографика музыки
Сколько слушал этот романс, всё время коробили металлический хруст и смертоносная игла. Подумал: раз это новое (музыкальное) произведение, о котором Заболоцкий и не подозревал, почему же непременно надо следовать в точности тексту стихотворения?
Практика внесения изменений в поэтический текст при переносе на музыкальную основу бытовала и во времена П.И.Чайковского (он сам этим нередко занимался). Конечно, при этом требуется большая деликатность, но раз изменения вносятся (прямая аналогия: экранизация литературных произведений), они вполне могут носить характер не только косметический, но и даже менять драматургию миниатюры.
Раз так, почему нельзя создать новую музыкальную миниатюру на основе нескольких текстов, используя привычные для кинематографа композиционные приёмы?
Музыка не только создаёт мелодическую, ритмическую и гармоническую оправу поэтическому тексту, но и даёт новые возможности "дыхания" поэзии, возможности пауз и музыкальной "тишины". Когда слушатель (не читатель!) может полностью погрузиться в тончайшие детали звучащего слова.
Таких средств выразительности нет ни у одного чтеца. Печатное слово веками постигало искусство своего оформления. То, что принято называть типографикой.
Эрмитажная музыка... Медитативная и созерцательная лирика в уединении. Светлая грусть. Элегия... Эрмитажность музыки диктует свои правила композиции романса (где и как делать отбивку текста).
Музыка открывает новые возможности развития музыкальной поэтики, возможности перехода от печатного и выразительного слова к особой типографике, типографике музыки.
Возвращаясь к романсу... У Николая Заболоцкого ничего подходящего не нашел. Но вот у Ивана Бунина попалось на глаза короткое стихотворение "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (1901).
Исходное стихотворение Иван Бунин написал в 1890 г. (опубл.: Орловский вестник. 1891. № 22, 22 янв.). Оно перекликается со знаменитым тютчевским Silentium! ("Молчи, скрывайся и таи")
Ту звезду, что качалася в темной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду,— Огонёк, до рассвета мерцавшей в пруде,— Я теперь в небесах никогда не найду. В то селенье, где шли молодые года, В старый дом, где я первые песни слагал, Где я счастья и радости в юности ждал, Я теперь не вернусь никогда, никогда. |
Образ подходил, но текст требовал небольших правок, что и было сделано. Музыкальную форму (где и какие проигрыши) попросил аранжировщика изменить. На основе моих пожеланий он сочинил свой вариант. В итоге музыка слилась с поэзией в единой драматургии, и получился новый романс.
В нём объединены два стихотворения разных поэтов — "Можжевеловый куст" (Николай Заболоцкий, 1957) и "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (Иван Бунин, 1901). Можно сопоставить с оригиналами.
В эрмитажном фильме "врезка" Ивана Бунина в точности отражена ночными витражами каналов Петербурга. А поэтическим строкам Николая Заболоцкого соответствуют пейзажи левитановского Плёса.
В вокале для подачи слова используется особая техника "интона" (intone, минимально распетого выразительного слова), в отечественных традициях Александра Вертинского, Марка Бернеса, Владимира Трошина, Юрия Визбора, Владимира Ивашова, Яна Френкеля.
Вокальный стиль "интон" в моей модели близок к крунингу (crooning; проникновенное напевание вполголоса), но отличается выразительностью распетой речи. Это именно распетая речь, а не отрывистое пение. Не мелодекламация и не речитатив (там нет привязки к мелодии и ритмической сетке). Это вполне самостоятельный вокальный стиль, который можно использовать в разных музыкальных жанрах. Полностью на всём произведении или только на отдельных участках.