Русь Синеокая добро и красота

 

Родина

 11. Эта черная ночь(муз. Марина Михальская, сл. Валентина Сергеева)
 12. Цветы луговые(муз. Григорий Пономаренко, сл. Сергей Красиков)
 13. Вологда(муз. Борис Мокроусов, сл. Михаил Матусовский)

 14. Колокольчик(муз. Александр Морозов, сл. Глеб Горбовский)
 15. Горькая моя Родина(муз. Александра Пахмутова, сл. Николай Добронравов)
 16. Нет без песен России(муз. Владимир Бучель, сл. Андрей Дементьев)

11. ЭТА ЧЕРНАЯ НОЧЬ

/ Эрмитажный фильм (Р.Богатырев): Плёс на Волге. Вид с горы Левитана (2017).

/ муз. Марина Михальская, сл. Валентина Сергеева
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

Об авторах этого замечательного романса. Они из Петербурга. Марина Михальская — автор-исполнитель, композитор, лауреат Международного конкурса, член Российского авторского общества. Валентина Сергеева — поэтесса, вице-президент общественной организации "Академия Российской Словесности и Изящных искусств им. Г.Р.Державина".

Гора Левитана (Петропавловская гора) — самое впечатляющее место в Плёсе. На ней находится деревянная Церковь Воскресения Христова из села Билюково, подобная той церкви Петра и Павла (сгоревшей в 1903 г.), которую Левитан отразил на своей знаменитой картине "Над вечным покоем" (1894).

Помню своё замешательство, когда впервые приехал в Плёс и хотел найти и сфотографировать тот самый пейзаж, что изображён на знаменитой картине Левитана. Даже и не предполагал, что это было воплощением поэтического воображения художника, мастерски совместившего реальность разных уголков природы для передачи своего замысла. Лишь много лет спустя выяснил, что и как.

Над вечным покоем... Одна из лучших и самых известных работ мастера. Левитан считал её своим главным произведением. Он писал П.М.Третьякову: "Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадёт к вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у вас достаточно. Но что эта, последняя, попала к вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь со всей своей психикой, со всем моим содержанием. И мне до слёз больно было бы, если бы она миновала ваше колоссальное собрание".

Работа над картиной началась в 1893 г. во время путешествий Левитана по Тверской губернии. Он посетил имение Гирино на р.Мсте в 26 км от Вышнего Волочка, принадлежавшее ведущему тенору Большого театра Лаврентию Дмитриевичу Донскому. И в этом же году впервые приехал на Удомельские озера.

Завершалась работа уже в Москве в декабре 1893 г. и в самом начале 1894 г., который и проставлен автором на картине.

Её композиция формировалась в воображении Левитана. Это характерный для него приём: воображаемый, сконструированный пейзаж для отражения определённой философии творческого замысла художника.

Островенская церковь (деревянная церковь Димитрия Солунского, 1778) в картине заменена художником на другую. Деревянная церковь Петра и Павла XVI в. в Плёсе, которую на этом пейзаже отобразил Левитан, сгорела в 1903 г. Сейчас на горе Левитана находится похожая на неё деревянная Воскресенская церковь (1699). Она в 1982 г. перевезена в Плёс из села Билюково Ивановской области.

Своё душевное состояние Левитан передал в письме ученице В.Д.Поленова, художнице Елене Корзинкиной: "За лесом... серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего... Всё дон-кихонство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё..."

Эта чёрная ночь — звёздный ковш над рекой.
От тоски бы мне прочь, окунуться в покой.
Но покой не найти, эта ночь так черна...
И не светит в пути золотая луна.


Машет чёрная ночь надо мною крылом,
Не даёт превозмочь мне тоску о былом.
Всё, что было вчера, мне уже не вернуть...
И опять до утра не могу я уснуть.


Будет утро моё серебрить облака.
Улетит вороньё и исчезнет тоска.
Только всё ж почему мне опять не до сна,
И не светит сквозь тьму золотая луна?

/ Из книги А.Н.Бенуа "История русской живописи в XIX веке" (1921)

Александр Бенуа: "Высшее искусство не поддаётся определению словами. Оно остаётся тайной, звуком того колокола в андерсеновской сказке, благовест которого доносится из ближайшего леса, но найти который не дано благоразумным исканиям филистёров.

Да и вся поэзия Левитана, в чём, в сущности, она заключается? Повседневные, почти убогие жалкие темы; большая дорога, лесок, весна, талый снег — разве не писалось всё это и до него, не будет ли писаться до бесконечности, до полного пресыщения? Мало ли у нас было правдивых художников за последние 20 лет, мало ли непосредственных этюдов? Однако расстояние между Левитаном и другими огромное — целая незаполнимая пропасть.

Левитан — истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете. Все другие только подделывались под истину или оставались в пределах дилетантизма, любительства.

И другие так же любили русскую природу, как Левитан её любил. Кто не умилялся клейкими весенними листочками, запахом земли, сухих листьев, также и чудным запахом снега; кто не наслаждался, ступая по сырой, напитанной влагой весенней чёрной земле, глядя на сонливое покачивание берёзовых макушек или на яркий закат над рекой; кто не блаженствовал, лёжа в траве или получая в жаркий, душный день первые крупные капли дождя от сизой грозовой тучи? Вся эта сфера неуловимых, пожалуй, и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных, ощущений и составляет левитановское искусство.

Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с её неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Однако где те художники, которые без литературных комментариев, сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы, настроения? Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых — настоящий поэт Божьей милостью. Безвременная смерть этого большого художника — незаменимая потеря для русского искусства. <...>

Левитан — художник русский, но не в том Левитан русский, что он из каких-либо патриотических принципов писал русские мотивы, а в том, что он понимал тайную прелесть русской природы, тайный её смысл, понимал только это, зато так, как никто".