Русь Синеокая добро и красота

 

Родина

 11. Эта черная ночь(муз. Марина Михальская, сл. Валентина Сергеева)
 12. Цветы луговые(муз. Григорий Пономаренко, сл. Сергей Красиков)
 13. Вологда(муз. Борис Мокроусов, сл. Михаил Матусовский)

 14. Колокольчик(муз. Александр Морозов, сл. Глеб Горбовский)
 15. Горькая моя Родина(муз. Александра Пахмутова, сл. Николай Добронравов)
 16. Нет без песен России(муз. Владимир Бучель, сл. Андрей Дементьев)

15. ГОРЬКАЯ МОЯ РОДИНА

/ Эрмитажный фильм: видеосъёмка Евгения Семашко (2018-2020), Соловецкие острова и мужской Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь (1420-1430 гг.).

/ муз. Александра Пахмутова, сл. Николай Добронравов (2002)
/ аранж. Олег Князев   / исп. Руслан Богатырев


Потрясающая видеосъёмка Евгения Семашко (Москва) раскрывает всю красоту, мощь и величие одного из главных монастырей Святой Руси.

Горькая моя Родина,
Ты — и боль моя, и судьба.
Вновь кружит непогодина,
Только мы одни у тебя.


Так близка мне твоя даль далёкая,
Ты Россия моя одинокая.
Облака над тобой невесенние,
Но я верю в любовь и спасение.

Горькая моя Родина,
Нет, нельзя тебя разлюбить.
Пусть судьба неустроена,
Надо веровать, надо жить.


Соловей, голоси — всё мне чудится,
Что Крещенье Руси снова сбудется.
Ещё русская речь не задушена,
Ещё сможем сберечь слово Пушкина!

Горькая моя Родина,
Не дадим тебя погубить!
Пусть гудит непогодина,
Будем веровать, будем жить.


Не осилит меня сила чёрная,
Вся страна мне родня — Русь соборная.
Так близка мне твоя даль далёкая,
Ты Россия моя синеокая.

Горькая моя Родина,
Родина…

РУССКИЙ СЕВЕРНЫЙ АФОН

<< Соловецкий архипелаг, Северная Фиваида, или Северный Афон, как ещё принято называть эти заповедные места – группа островов у входа в Онежский залив, в юго-западной части Белого моря, единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. Белое море, которое в старину называли ещё морем Студёным, Гандвиком, пучиной Соловецкой, – одно из самых интересных по своему происхождению, фауне и флоре. Почти полгода его покрывают дрейфующие льды, зато, когда оно освобождается от них, здесь можно ежедневно любоваться приливами и отливами, наблюдать тюленей и белух, а порой и подивиться миражам, превращающим реальность в таинственную сказочную страну.

Недолгое северное лето очаровывает белыми ночами и прекрасными закатами, гладью многочисленных озёр и зеленью лесов, которые осень расцвечивает пёстрыми красками; зима покрывает острова белоснежным ковром, а деревья – пушистым искрящимся инеем, ясными морозными ночами расцвечивая небо всполохами северного сияния.

Монастыри, по словам святителя Филарета (Дроздова), были «духовным оплотом» Православия. Шли паломники в святые обители не только поклониться святыням, но и за опытом правильной христианской жизни. Верующие руководствовались словами Иоанна Лествичника: «Свет монахов суть Ангелы, монахи свет для всех человеков».

В обычной жизни в суете и повседневных заботах накал духовной жизни ослабевал. Приходя в обители, паломники наблюдали строгую монашескую жизнь – для них она была подлинной христианской жизнью – и старались затем подражать ей в миру.

В монастырях по-особому звучали привычные молитвы и песнопения. В каждом из них были свои святые. Монастырь был живой иллюстрацией к знакомым для многих с детства житиям. Нравственный подвиг святых вдохновлял на праведную жизнь. Жизни по заповедям Христовым способствовали и советы опытных старцев. К ним для духовной беседы стремились в обители люди самых разных слоёв русского общества.

Посещение обителей нравственно очищало, укрепляло в вере и благочестии. Порой, вернувшись из паломничества, люди меняли всю свою жизнь. Религиозный философ и историк князь Сергей Трубецкой считал монастыри «местом духовного и нравственного воспитания народа». Получив здесь заряд веры, паломники несли его затем в мир.

Монастыри старались устроить по образу и подобию Небесного Иерусалима. В этот Небесный Град, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», после временной земной жизни стремится попасть каждый христианин.

История Соловецкого монастыря берёт свое начало в 1429 году, когда на остров прибыли преподобные Савватий и Герман. Поселились они в северной части Большого Соловецкого острова у губы Сосновой, на берегу озера, «воздрузиша крест и келью себе поставиша». Место пустыннических подвигов преподобных позже получило название Савватиево. С него началась история Соловецкой обители.

На территории Соловецкого монастыря в 1906 году было 8 храмов с 10 приделами в общей сложности. Каждый храм или придел в нём – это молитва о заступничестве определённому святому. Много храмов и приделов - молитва целому сонму святых, с которыми соединилось в данном монастыре представление об их особом покровительстве. Таково посвящение соловецких храмов Богородичным праздникам (Рождеству, Благовещению, Успению Пресвятой Богородицы), святителям Николаю и Филиппу, преподобным Зосиме, Савватию и Герману.

В монастырях возводились церкви, посвящённые Небесным покровителям царствующих особ и их наследников. Нередко сами цари жертвовали деньги на подобные храмы, прося у братии тем самым молитвенного заступничества. Монашеские молитвы всегда считались наиболее действенными.

В центральном ансамбле Соловецкого монастыря находилось 5 таких храмов, и посвящены они были Усекновению главы Крестителя Господня Иоанна (святой Предтеча Иоанн – Небесный покровитель царя Иоанна IV Грозного), великомученику Димитрию Солунскому (покровителю Лжедмитрия I), святому Благоверному князю Александру Невскому (Небесному заступнику императора Александра II), преподобному Иоанну Лествичнику и святому великомученику Феодору Стратилату. Последние два храма – приделы Спасо-Преображенского собора - названы в честь Небесных покровителей сыновей Иоанна Грозного.

По количеству церквей, посвящённых небесным покровителям членов царствующего дома, Соловецкий монастырь мог сравниться лишь с Кирилло-Белозерским. Таким образом, он превратился в важнейшее государево богомолье – место моления за царей и членов их семей.

Многие монастыри были крепостями не только духовными, но и военными. Военная история страны неразрывно связана с историей монастырей. На протяжении веков они обеспечивали её безопасность. Такие обители рассматривались властью как крепости государственного значения, в них содержались гарнизоны с военной командой.

Одним из стражей русской земли был Соловецкий монастырь. Крепость на островах начинает возводиться во время Ливонской войны. По указу царя Иоанна Грозного в 1578 году вокруг монастыря был устроен деревянный острог, а в 1582 по его же указу, позже подтвержденному грамотой царя Фёдора Иоанновича, началось строительство каменной крепости.

Начинал строительство «каменного города» вологодский зодчий – «городовой мастер» Иван Михайлов, продолжил его соловецкий монах Трифон Кологривов.

Характерной особенностью Соловков является очень быстрая смена метеоявлений – от снеговых и дождевых зарядов до солнца, с одной стороны, и от штормового ветра до неподвижного тумана, с другой. В отношении красок – это либо крайне насыщенная цветом снежная бесконечность на рассвете и закате зимой, либо прозрачный бестеневой свет белой ночи, либо пелена тумана и обесцвечивающая метель.

Перемены состояний всегда неожиданны и непредсказуемы. Из-за этого создавать созвучную среде архитектуру становится нелегко, особенно в смысле масштабности, т.к. морское пространство открыто на километры, и воздвигнуть сооружения, геометрически сомасштабные такому простору крайне сложно. Наши предки использовали, судя по всему, другой путь, основанный на очень глубоких (но эмпирических и неформализованных) знаниях физики. Этот путь можно назвать «фокусировкой состояний природы в основных формообразующих элементах храма или здания».

Можно выявить движение по двум логически независимым принципам: первый – «принцип фокусировки в капле», второй – принцип зеркала. Купол, крытый крупно рубленым лемехом, наиболее полноценно реализует принцип фокусировки состояния природы на себе – за счёт многообразных рефлексов, богатого отражения как прямого, так и рассеянного света, и за счёт элементарного намокания. Известно, что психологически ощущение сырости передаётся потемневшей каймой дерева много полнее, чем блестящим от воды металлом и тем более цинк-титановым покрытием. Несложные приёмы деревянного зодчества – слёзниковый пояс или перья гонта на краю кровли приобретают функцию поэтического инструмента, потому что они фокусируют на себе состояние природы в данный момент.

Под «принципом зеркала» подразумевается устройство больших отражающих плоскостей, традиционно белых, не отягощённых присутствием каких-либо сюжетов с собственным психологическим содержанием. Гениальная мысль монастырских зодчих – оставить плоскость плоскостью, не уничтожать отзвук неба – один из «секретов» Соловецкого ансамбля. В большинстве храмов времён Ивана Грозного плоскости стен имеют больше членений и декоративных элементов, чем соловецкие храмы.

Сложнейшее, но необходимое для монастырского композиционного исполнения требование – неотмирность – на Соловках обеспечивается отсутствием осевых и центральных доминант, максимальным отражением состояний природы в открытых плоскостях и в куполах и свободным, «морским» перетеканием композиции к главному ядру – Спасо-Преображенскому собору, расположенному непринуждённо – подобно капле воды, причём, если обобщить план пятиугольника крепости до капли, то в фокусе её окажется как раз центр собора. >>