ШОПЕН музыка и небо

 

img_preview


Музыкальная грёза Шопена, это — панна, которую, увидев, нельзя не любить, её любишь — ещё и не видя, для неё изменю — кому хочешь. { К.Д. Бальмонт }




≡≡≡ Константин Бальмонт, 1914

Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двуцветных,
И звёздною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных, —

Тогда священна ты, — ты не одна из нас,
А ты как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.

Всего острей поёт в тебе одна струна,
Чрез грёзу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты — как луна,
Когда вскипит волна, но падает как пена.



Николай Сергеевич Жиляев (1881-1938), выдающийся русский музыковед, композитор, пианист, ученик С.И.Танеева и М.М.Ипполитова-Иванова, один из близких друзей А.Н.Скрябина, профессор Московской консерватории, непримиримый критик академика Б.В.Асафьева в своей работе «Шопен и Шуман. Параллель» (1910) писал: «Шопен был первым композитором, внёсшим в общечеловеческую музыкальную культуру славянский дух, а так как после него самого ни один из славянских народов не дал сколько-нибудь крупного композитора, могущего сравниться по таланту и значению с композиторами русскими, то он является вместе с тем и отцом русской музыки, тем более, что в России не было ещё ни одного настоящего композитора, который бы не испытал на себе силы влияния Шопена...»

Иными словами, Н.С.Жиляев исторически отводил ему место выше М.И.Глинки, которого на самый верх иерархии русской музыки (отцов-основателей) возвёл в своё время академик Б.В.Асафьев.

Если мы немного углубимся в историю, то выясним, что Польша с 1815 по 1915 гг. входила в состав Российской Империи (как Царство Польское). Фредерик Шопен был подданным Российской Империи: этот факт официально подтвердил бывший министр культуры и национального наследия Польши, председатель оргкомитета по празднованию 200-летия Шопена Вальдемар Домбровский. Свидетельство российского гражданства композитора — паспорт, выданный Шопену, когда он уезжал из Польши во Францию. Но дело не только в этом, и даже не в том, что его воспринимали у нас тогда «своим».

Шопена и после Октябрьской революции всё ещё считали русским композитором. Неудивительно, что он наряду с Мусоргским и Скрябиным в 1918 г. вошёл в число трёх избранных героических композиторов (наряду с Модестом Мусоргским и Александром Скрябиным), кого монументально в памятниках увековечивала молодая Советская Республика.



≡≡≡ 7 САМЫХ ЯРКИХ ЗВЕЗД. 7 ЗВЕЗД ШОПЕНА


 🔥 Денеб / созвездие Лебедя
   Романс Larghetto ми мажор
Голубой сверхгигант, входит в число самых больших по размеру и по светимости звёзд, известных науке. Яркость в 67 тысяч раз превышает солнечную. За один день излучает больше света, чем Солнце за 140 лет. Находится на расстоянии 1640 световых лет. В китайских преданиях Денеб символизирует мост через Млечный Путь, который позволяет влюблённым (Альтаир и Вега) воссоединяться одной ночью в году, приходящейся на конец лета.
 🔥 Вега / созвездие Лиры
   Вальс ля минор
Одна из ярчайших звёзд в окрестностях Солнца. Находится на расстоянии 25 световых лет. Бело-голубая.
 🔥 Альтаир / созвездие Орла
   Вальс до-диез минор
Находится на расстоянии 17 световых лет. Белая.
 🔥 Спика / созвездие Девы
   Вальс си минор
Колос пшеницы в руках древнегреческой богини Деметры. Голубой гигант. Находится на расстоянии 260 световых лет.
 🔥 Бетельгейзе / созвездие Ориона
   Ноктюрн си-бемоль минор
Красный сверхгигант, по объёму в 300 млн раз больше Солнца. Находится на расстоянии 650 световых лет.
 🔥 Альдебаран / созвездие Тельца
   Ноктюрн ми-бемоль мажор
Глаз Тельца, самая яркая звезда в Зодиаке. Римское название — Палилий. Греческое — Лампарус. Обозначает «факел», «маяк» ночного неба. Оранжевый гигант. Находится на расстоянии 65 световых лет.
 🔥 Сириус / созвездие Большого Пса
   Ноктюрн до-диез минор
Небесное воплощение Исиды, богини Древнего Египта, идеала женственности и материнства, первой дочери Геба, бога Земли, и Нут, богини Неба. Одна из ближайших к Земле звёзд. Находится на расстоянии 9 световых лет. Голубовато-белая.



img_previewimg_preview

жемчуг,  Луна


≡≡≡ ДЕНЕБ (Созвездие Лебедя) / Романс Larghetto ми мажор, 1830

/ Фрагмент романса ми мажор. Фортепианный концерт No.1 (ми минор).
/ Даниил Трифонов (Россия)
/ XVI Международный конкурс пианистов им. Ф.Шопена, Варшава, 2010.

Первый концерт ми минор (по времени создания он был вторым) Шопен написал в 20-летнем возрасте, когда был влюблён в певицу Констанцию Гладковскую, студентку Варшавской консерватории. Первая его любовь. Они познакомились весной 1829 г. И он ей начал понемногу аккомпанировать. «Уже шесть месяцев я влюблен в неё и до сих пор не сказал с ней ни единого слова, — написал Шопен в письме к своему другу Титусу Войцеховскому, — но вижу её во сне каждую ночь. Думая о ней, я писал Adagio своего концерта, и сегодня утром она вдохновила меня для этого вальса, который я тебе посылаю». (Adagio впоследствии в темповой редакции получило обозначение Larghetto.)

Она вышла замуж за другого, за Юзефа Грабовского. В тридцать пять лет ослепла. Навсегда. Перед смертью сожгла все письма Шопена.

Фредерик Шопен о своём романсе ми мажор: "Эта часть скорее напоминает романс, спокойная, меланхолическая и должна производить впечатление ласкового взгляда туда, где думается о тысяче дорогих воспоминаний. Это какое-то мечтание в прекрасную весеннюю пору, но при луне".

Эта часть концерта — портрет его возлюбленной Констанции Гладковской. Портрет, воплощённый в тончайшей и нежнейшей музыке.

Оба концерта Шопена, первый и второй (ми минор и фа минор), посвящены именно Констанции Гладковской. Больше он никогда к фортепианным концертам не обращался.


img_previewimg_preview

жемчуг,  Луна


≡≡≡ ВЕГА (Созвездие Лиры) / Вальс ля минор, 1830

/ Вальс No.19, Op.posth.P2 No.11 (BI 150), без опуса, опубликован посмертно.
/ Павел Колесников (Россия)
/ Fazioli Concert Hall, Сачиле (Италия), 2016.

Вальс типа melancolique, элегический, ностальгический, несущий тихую меланхолию. По словам известного отечественного музыковеда Ю.М.Кремлёва, стоит особняком посреди всех вальсов Шопена — "романтическая тема мечты и препятствий, любви и гнева страдающего сердца трактована тут совершенно кратко, но с подкупающей яркостью".

На музыку этого вальса и стихи Александра Блока создан кармен-романс "Лучезарное виденье".



img_previewimg_preview

жемчуг,  Луна


≡≡≡ АЛЬТАИР (Созвездие Орла) / Вальс до-диез минор, 1846-1847

/ Вальс No.7, Op.64 No.2 (B. 164/2).
/ Давид Кадуш / David Kadouch (Франция)
/ Générations France Musique (Франция), 2019.

Один из поэтичнейших вальсов Шопена. В сюите вальсов Oр.64 он идёт следом за вальсом ре-бемоль мажор. Сохранились, по крайней мере, два его варианта. Полон элегической грусти. Изумительна пластика поющей мелодии: в духе столь характерных для Шопена прибывающих и убывающих волн.


img_previewimg_preview

бриллиант,  Венера


≡≡≡ СПИКА (Созвездие Девы) / Вальс си минор, 1829

/ Вальс No.10, Op.69 No.2 (B. 35). Опубликован посмертно в 1855.
/ Татьяна Рыжкова (Белоруссия/Германия)
/ Видео: Evgeni Jolondz, 2014.

Этот юношеский вальс, один из самых знаменитых, Шопен посвятил своему другу Вильгельму Кольбергу. Сохраняя внешне танцевальность вальса, Шопен насыщает его напевной орнаментированной мечтательностью. Блестящий пример поэзии фортепиано. Здесь же звучит переложение для классической гитары. Это добавляет вальсу особенный свет.


img_previewimg_preview

рубин,  Марс


≡≡≡ БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ (Созвездие Ориона) / Ноктюрн си-бемоль минор, 1829-1830

/ Ноктюрн си-бемоль минор, Op.9 No.1.
/ Лан Лан (Lang Lang, Китай) и Джина Алиса Редлингер (Gina Alice, Германия)
/ Lang Lang International Music Foundation, 2020.

Элегия... Мир ночных грёз и мечтаний... Шопен начал писать ноктюрны (романтические "песни ночи") ещё в Варшаве, до отъезда в Париж. Образы ночи — сумеречный свет, призрачное сияние луны, мерцание далёких звёзд, — всё это позволяло передать чувства, настроения, переживания композитора.

Все три ноктюрна Op.9 посвящены бельгийской пианистке мадам Мари Плейель. Возлюбленная композитора Гектора Берлиоза (они были помолвлены). Ею восхищались Фредерик Шопен, Ференц Лист, Феликс Мендельсон.

Ноктюрн исполняют не просто наставник и ученица: в 2019 г., за год до этой видеозаписи, знаменитый китайский пианист-виртуоз Лан Лан объявил о своём браке с Джиной Алисой Редлингер. В январе 2021 г. у них родился сын.


img_previewimg_preview

жемчуг,  Луна


≡≡≡ АЛЬДЕБАРАН (Созвездие Тельца) / Ноктюрн ми-бемоль мажор, 1829-1830

/ Ноктюрн ми-бемоль мажор, Op.9 No.2.
/ Дмитрий Шишкин (Россия)
/ XVII Международный конкурс пианистов им. Ф.Шопена, Варшава, 2015.

Инструментальный романс. Один из самых красивых и знаменитых ноктюрнов Шопена. Светлая грусть, сладость созерцаний, серенадное звучание.


img_previewimg_preview

сапфир,  Юпитер


≡≡≡ СИРИУС (Созвездие Большого Пса) / Ноктюрн до-диез минор, 1830

/ Ноктюрн до-диез минор, Op. posth. (P.1 No.16).
/ Александр Романовский (Украина)
/ XIV Международный конкурс им. П.И.Чайковского, Москва, 2011.

Шопен посвятил это произведение своей старшей сестре: «Моей сестре Людвике в качестве упражнения перед началом изучения моего второго Концерта». Произведение, впервые опубликованное через 21 год после смерти композитора, обычно называют Lento con gran espressione (из-за его темпа). Иногда его именуют Воспоминанием. Потрясающий по своей глубине ноктюрн юного Шопена.

img_preview



≡≡≡ СЕКРЕТЫ ШОПЕНА. Танец, поэзия и музыка

Фредерик Шопен заметно выделяется на фоне других гениев музыки не только тем, что он сконцентрировался на одном инструменте (фортепиано), практически отказавшись от ансамблей, крупных форм и симфоничности.

Основу его наследия составляют преимущественно камерные произведения, миниатюры, которые объединяются лишь на самом начальном композиционном уровне (количественном): полонезы — попарно, ноктюрны и вальсы — по два или по три, мазурки — по три, по четыре или по пять, этюды — по двенадцать. Он отказался от явной программности музыки, оставив слушателю возможность самому доопределять заложенную в музыку драматургию и скрытые мотивы. Иными словами, его куда меньше интересовало увлечение "масляной" живописью, монументализмом и масштабными полотнами, сколько привлекали "рисунок", "акварель" и миниатюры.

Быть может, не последнюю роль в сознательном выборе миниатюр и ставке на один инструмент сыграл пример Никколо Паганини, композиторский дар которого столь высоко ценил Джоаккино Россини: "Счастье для итальянских композиторов, что Паганини при своей железной воле не направил своего дарования на оперу: тогда он затмил бы всех своих соперников".

Да и исполнительское мастерство, как и у Паганини, у Шопена было на высоте: он безусловно входил в число лучших пианистов своего времени, а среди них ведь были Фридрих Калькбреннер (1784-1849), Сигизмунд Тальберг (1812-1871), Ференц Лист (1811-1886). Как в шутку заметил знаменитый французский прозаик Эрнест Легуве, "на вопрос, кто первый в мире пианист — Лист или Тальберг, ответ только один — Шопен".

Немалую роль сыграла и атмосфера концертных площадок. За всю свою жизнь Шопен дал лишь около 30 публичных концертов (и далеко не все сольные): Вроцлав (1), Душники (1), Манчестер (1), Глазго (1), Руан (1), Эдинбург (1), Мюнхен (1), Лондон (3), Вена (4), Варшава (5), Париж (12).

Но как утверждал боготворивший его Ференц Лист, в беседах с ним Шопен признавался: "Я не гожусь для публичных выступлений — публика меня смущает, я задыхаюсь в дыхании толпы, меня парализует любопытный взгляд, заставляет умолкнуть вид чужих лиц".

Потому его более привлекало выступление на камерных площадках: в светских салонах Варшавы, Дрездена, Вены, Лондона и Парижа. Как вспоминала его возлюбленная Жорж Санд, именно "в интимной атмосфере салона, где на час собирались человек двадцать и гости окружали артиста, тогда и только тогда демонстрировал он весь свой талант и весь свой гений".

Да, Шопен намеренно (и благоразумно) отказался от всеядности: в его творческом наследии не сыскать опер, кантат, ораторий, симфоний, да и камерных ансамблей (дуэты, трио, квартеты, квинтеты) исчезающе мало:

  • трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели (1828-1829);
  • рондо до мажор для двух фортепиано (1828);
  • полонез до мажор для фортепиано и виолончели (1829-1830);
  • вариации ми мажор для флейты и фортепиано (1826-1830?);
  • большой концертный дуэт ми мажор для фортепиано и виолончели (1832-1833);
  • соната соль минор для фортепиано и виолончели (1846-1847).

Все свои произведения для фортепиано с оркестром Шопен сочинил в молодые годы, в возрасте 18-22 лет. Особняком стоят два фортепианных концерта: Первый (ми минор, 1830) и Второй (фа минор, 1829-1830). Это вершина его творчества в крупных формах.

Помимо этого есть четыре концертные пьесы, которым издатели добавили блеска в названиях: Интродукция и Большие блестящие вариации си-бемоль мажор (1827-1828, Op.2), Блестящая фантазия (Op.13), Большое блестящее рондо (Op.14), Большой блестящий полонез (Op.22).

А также еще три произведения для фортепиано с оркестром: (1) фантазия ля мажор на польские темы (1828), (2) рондо фа мажор а-ля краковяк (1828), (3) полонез ми-бемоль мажор (1830-1835).

Если кратко определять кредо Шопена, то можно назвать базовую триаду: фортепиано, миниатюра, танец.

Именно танец сформировал ту основную почву, на которой произрастал и развивался гений Шопена. Как и Моцарт, он был очень неплохим танцором, знал и любил эту сферу искусства. Как и Моцарт, понимал, что музыка — наука о времени (именно так её именовали в античности). Как и Моцарт, считал, что самое необходимое, самое трудное и самое главное в музыке — это время.

Танец — один из краеугольных камней в творчестве И.С.Баха, В.А.Моцарта, П.И.Чайковского. Танцевальные истоки — сюита и соната. Движение к монументальности в классической музыке вело к постепенному отказу от танцевальности, и тогда поэзия музыки растворялась в музыкальной прозе.

Шопен вернул в музыку поэзию. Ритмику неслышного слова и невидимого танца.

Танец не только впитывает в себя самобытность национальной культуры, не только придаёт узнаваемый, прикладной характер абстрактной музыке, но и формирует чётко выверенные лекала, по которым выкраивается музыкальная миниатюра.

Своё творчество Шопен чётко разбил на два направления, на два непересекающихся множества:

  • (1) публичное направление (наиболее отточенные произведения, яркие, концертные);
  • (2) приватное направление (не для широкой публики, более легкие и простые, личные, нередко с акцентом на особую камерность).

Исходя из этого деления он по-разному выстраивал процесс создания и доводки полуфабриката до финального "товарного" вида.

В метрическом репертуаре Шопена три основные размера: 3/4, 4/4 и 6/8. Иные встречаются крайне редко. Трехдольный метр (3/4) у него танцевальный — основа светских танцев: мазурок, полонезов и вальсов. В этом же размере написаны менуэт и болеро, а также все скерцо.

Четный метр на 4/4 отражает два характера музыки: элегию (песня) и динамику (марш, концертное и сонатное аллегро). Размер 6/8 для Шопена — отличительный знак романтизма (баллады, ноктюрны, этюды, прелюдии, тарантелла, колыбельная, баркарола).

Танцы всех жанров составляют самую многочисленную группу его произведений: их свыше ста. Шопен застал тот период, когда музыка для танцев превратилась в музыку для слушания, сохранив при этом танцевальную основу: инструментальные пьесы как незримые танцы. Некоторые мазурки, вальсы, полонезы Шопена впоследствии исследователи его творчества (Ф.Никс, Г.Ляйхтентритт) стали называть танцевальными фантазиями. Шопен блестяще владел искусством музыкального смешения народного и светского танца. В творчестве Шопена можно найти элементы таких народных танцев, как мазур, куявяк, оберек.

Для удобства анализа я составил таблицу, которая раскрывает количественную анатомию танцевальной основы творчества Шопена. Приведены танцы (как самостоятельные произведения) с разбивкой на 5 групп:

  • A – публичное направление;
  • B – приватное направление;
  • C – сомнительное авторство;
  • D – пропавшие произведения;
  • E – наброски, черновики.

= ТАНЦЫ /A/B/C/D/E/

  1. Мазурка /43/12/4/0/2/
  2. Вальс /8/9/2/7/0/
  3. Полонез /9/9/0/1/0/
  4. Мазур /1/1/0/0/0/
  5. Краковяк /1/0/0/0/0/
  6. Экоссез /0/3/0/1/0/
  7. Болеро /1/0/0/0/0/
  8. Тарантелла /1/0/0/0/0/
  9. Контрданс /0/0/1/0/0/
  10. Бурре /0/0/0/0/2/
  11. Галоп /0/0/0/0/1/

Шопен мыслил танцем. При этом его танцевальное мышление опиралось на поэтическое слово и его каноны. По мнению профессора Мечислава Томашевского, одного из ведущих экспертов творческого наследия Шопена, "исходная форма мазурок — классическое, основанное на строгой симметрии построение периодами, связанное у Шопена с этим жанром, как строфы четверостиший — с "Книгой песен" Генриха Гейне".

Не последнюю роль в восторженном почитании Шопена при жизни сыграло то, что многие его произведения посвящались парижским дамам большого света. Генрих Гейне в своих письмах из Парижа деликатно и иронично отразил веяние парижской моды: "Шопен – любимец этой элиты. Она ищет в музыке высочайших духовных наслаждений, а Шопен умеет раскрыть перед нашими глазами ту поэзию, что живёт в его душе".

img_preview



≡≡≡ СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ. О Шопене, музыке и поэзии


  • В искусстве что-нибудь понять — значит полюбить.

  • Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.

  • Художнику нужны три вещи: похвала, похвала и ещё раз похвала.

  • Очень трудно анализировать источник, вдохновляющий творчество. Так много факторов действуют здесь сообща. И, конечно, любовь, любовь — никогда не ослабевающий источник вдохновения.

  • Всё красивое помогает... Красивая женщина, — конечно, источник вечного вдохновения. Но вы должны бежать прочь от неё и искать уединения, иначе вы ничего не сочините, ничего не доведёте до конца.

  • Шопен! Я почувствовал силу его гения, когда мне было 19 лет; я ощущаю это и по сей день. Он сегодня более современен, чем самые современные композиторы. Это невероятно, что он остаётся современным. Гений Шопена настолько огромен, что ни один композитор сегодняшнего дня не может быть по стилю более его современным; он остаётся для меня величайшим из гигантов.

  • Представляется до некоторой степени удивительным, что после Шопена не появилось никого, кто обогатил бы фортепианную литературу так великолепно, как это сделал он. При всём уважении к Листу, произведения которого представляют собой весьма важный шаг в развитии фортепианного искусства, Шопен до сих пор остаётся в зените. Его утончённое чувство звуковых красок, его великолепные гармонии и всегда подлинно пианистическое выявление возможностей инструмента делают его произведения своего рода Библией для пианиста. Если вы знаете творчество Шопена, вы практически знаете всё, что можно сделать в сфере создания пианистических эффектов высокого художественного значения. Сочинения Шопена настолько «удобны» для руки, что большинство студентов, кажется, не понимает, что их следует изучать с терпением и усердием. Терпение, терпение и ещё раз терпение — это великое благо для студента, который хотел бы добиться законченного исполнения. Творения Шопена надо изучать с таким же терпением, с такой же тщательностью, как и сочинения Баха. У великого художника, гения, каждая нота весома.

  • Помимо всего того, что я играю в течение концертного сезона на эстраде, я дома просто для одного только удовольствия постоянно играю Шопена. Наслаждение — проиграть его совершенные пассажи. Каждая нота в его сочинениях кажется как раз на том месте, где она должна произвести самый тонкий эффект, всё на своём месте. Ничего нельзя ни прибавить, ни убавить.

  • Будет ещё много исследователей, которые откроют чудесные перспективы, подобные тем, что нашёл Шопен, а не ужасные и вызывающие отвращение пропасти, как это заметно в творчестве некоторых современных футуристов. Элемент контраста один из самых сильных в искусстве. Он немыслим без света и тени. Выразительный диссонанс красив, но нескончаемая какофония, доведённая до безжалостных крайностей, никогда не бывает и не может стать искусством... Я мало ценю тех, кто отказывается от мелодии и гармонии ради погружения в оргию шума и диссонансов, являющихся самоцелью.

  • Молодые композиторы часто смотрят снисходительно на малые формы и отдают всю свою энергию и пыл на создание крупных форм — симфоний или концертов. Это ошибка. Небольшое произведение может быть таким же бессмертным шедевром, как любая крупная форма.

  • Не тратьте своё время на музыку, которая банальна или неблагородна! Жизнь слишком коротка, чтобы проводить её, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора.

  • Радио — недостаточно совершенный инструмент для интерпретации музыки… Чтобы воспринимать хорошую музыку, нужно быть интеллектуально настороженным и эмоционально восприимчивым. Вы не можете быть таким, когда вы сидите дома, положив ноги на спинку стула. Слушанье музыки — вещь более трудная. Нельзя просто «всасывать» её в себя!

  • Поэт Гейне однажды сказал: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка». Он бы не сказал этого, если бы услышал музыку сегодняшнего дня. Большей частью она не даёт ничего. Музыка призвана приносить облегчение. Она должна оказывать очищающее действие на умы и сердца, но современная музыка не делает этого. Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом; она должна раскрывать глубокие чувства.

  • Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. Наш Пушкин превосходен. Шекспира и Байрона я постоянно читаю в русских переводах. У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы… После музыки и поэзии я больше всего люблю живопись.



≡≡≡ Константин Бальмонт, 1921

Женская чара владеет душою
Вкрадчиво, нежно, всевластно.
Женское сердце повсюду со мною,
Женщин пою не напрасно.

Музыка — женщина, пенье — мужчина,
Даже и женское пенье.
В музыке звёздная дышит картина
Первого часа творенья.

Пение — после, в нём гулкое эхо
Дали, на миг приближённой.
Музыки дай мне, восторга и смеха,
Петь тебя буду влюблённый.