Гостиная Эссе, беседы, интервью

 

ПИСЬМА О РУССКОЙ МУЗЫКЕ | Руслан Богатырев

№ 05. Жанры, стили и направления музыки

Взгляды Леонида Сабанеева, Филипа Тэгга, Алексея Козлова

Размытость классификации музыки. Народная, церковная и светская музыка. Музыкальные живые организмы. Популярная и поп-музыка. Джаз и Россия. От западничества к национальной самобытности. Советская песня как уникальное явление.


img_preview


Одна из серьёзных проблем дня сегодняшнего — отсутствие чёткой общепринятой классификации музыки. Среди музыковедов споры не утихают. Музыканты-практики следуют своим взглядам и предпочтениям, не очень-то оглядываясь на теоретиков. Меломаны и обычные слушатели формируют свою картину мира. Наконец, киты музыкальной индустрии, ведущие лейблы навязывают свой маркетинговый взгляд.

В современном котле музыкального творчества прошлого и настоящего варятся самые разные жанры, стили, течения и направления музыки. Всё это так или иначе потребляется массовой аудиторией, которая, что уж греха таить, не особенно разбирается в сути и деталях.

И если в сфере классической музыки ясность более-менее имеется, то за её пределами продолжается активный процесс брожения и в теории, и на практике.

Попробуем разобраться. Для массовой аудитории наиболее понятно неформальное деление музыки на серьёзную (классика, церковная музыка) и лёгкую (чаще развлекательная, популярная). Граница между ними довольно размыта, но очевидно, что есть два полюса: (1) классика и (2) неклассика. А между ними сегодня располагается «серьёзная неклассика»: джаз и рок. Причём джаз и джаз-рок на уровне преподавания в консерваториях и других высших учебных заведениях мира всё чаще приближают к классике.

Какое всё это имеет отношение к «Письмам о русской музыке»? Не торопитесь. Скоро вы поймёте, какая здесь связь.

Итак, попробуем взглянуть на классификацию музыки глазами авторитетных экспертов в каждой из этих сфер: (1) классики — Леонида Леонидовича Сабанеева (1881‒1968), (2) джаза — Алексея Семёновича Козлова (род. 1935) и (3) популярной музыки — Филипа Тэгга (Philip Tagg, род. 1944).

Л.Л. Сабанеев выделял три класса, три отрасли музыки: (1) народную, (2) церковную, (3) светскую («культурную»). Причём у России, на его взгляд, был свой, особый путь. В работе «История русской музыки» (1924) он пишет: «Три главные отрасли музыкального искусства — музыка народная, музыка церковная и музыка «культурная» — в своём развитии обнаруживают чрезвычайную самостоятельность… Ничего подобного той спаянности, которая была между культурной и церковной музыкой на Западе, не наблюдается. Русская культурная музыка ни в какой степени не есть следствие церковной… Народная песня имеет свою замкнутую историю, церковная музыка — свою и культурная — свою очень кратковременную, но чрезвычайно блестящую…»

Сабанеев, пожалуй, первым в мире сформулировал идею подобия музыки живым организмам. Он усмотрел огромное сходство развития музыкального искусства с феноменом происхождения видов путём естественного отбора. Сабанеев пишет: «Если меняется от социологических условий сама воспринимающая среда, если разрушаются классы и группы, служившие до той поры потребителями музыкального искусства, то тем самым обычно уничтожаются и музыкальные организмы, возникшие в этой среде и в расчёте на неё. Таким образом погибла музыкальная культура древнего мира, таким образом погибла музыкальная культура церковного средневековья, вытесненная новой формой потребителя, когда церковь уже не выражала собою совокупности потребителей. Таким образом гибнет народная песня, утрачивая своего потребителя, который переходит на урбанические формы музыки… Организмами, наиболее способными к выживанию, оказываются вообще те (безразлично — произведения, исполнения или инструменты), которые дают максимальные шансы при наиболее экономных условиях, которые в своей организации осуществляют проблему наименьшего действия. По отношению к творческим продуктам это означает те произведения, которые при данном уровне звукового сознания дают максимальное впечатление минимальными средствами… В своей глубинной основе музыка теснейшим образом связана с бытом: она есть часть быта. И потому, естественно, она отражает бытовые условия тех социологических групп, которые она обслуживает».

Идея эмбриологии, мутаций и эволюции музыкальных живых организмов, уверен, пришла в голову Л.Л. Сабанееву неслучайно: ведь он вырос в семье знаменитого русского дворянина-зоолога Леонида Павловича Сабанеева (1844‒1898), который был главным конюшим Императорского двора, а также одним из главных организаторов охотничьего и рыболовного дела в Российской Империи.

Обратимся теперь к представителю другого полюса — Филипу Тэггу, британскому музыковеду, основателю Международной ассоциации изучения популярной музыки (International Association for the Study of Popular Music). В 1991 г. он инициировал создание Всемирной энциклопедии популярной музыки. В 2000 г. создал свой сайт tagg.org — один из самых известных сайтов по современному музыковедению.

В соответствии с аксиоматическим треугольником Филипа Тэгга (Analysing Popular Music, 1982/2015), музыку сегодня принято делить на три большие группы (music genre):

  1. Art music (художественная музыка; классические традиции).
  2. Popular music (популярная музыка; музыка массового потребления).
  3. Traditional music (традиционная музыка; народная музыка).

В своих работах Филип Тэгг в центр музыкальной вселенной ставит именно популярную музыку. Это более понятно массовой аудитории, поскольку она берёт за основу именно то, что чаще слышит в повседневной жизни.

«Основная идея моей «борьбы» по реформированию теории музыки, говорит Ф. Тэгг в одном из интервью (2015), — это внести обсуждение музыкальных структур в глобальный, объединённый Интернетом мир XXI века… Такие термины, как «доминанта», «совершенная каденция» и «тональность» — центральные в изучении европейского классического репертуара, являются… откровенно недостаточными и нелогичными, когда речь идёт о музыке, которую слушает большинство людей на этой планете, так как они чрезмерно этноцентрические».

Популярную музыку нередко отождествляют с поп-музыкой (pop music), хотя это неверно. Поп-музыка лишь часть (хоть и весьма значимая) популярной музыки. Можно сказать, её ядро.

Чтобы у читателя сформировалась более конкретная картина, стоит обратиться к «Музыкальной энциклопедии» — шеститомному научно-справочному изданию по музыке, выпущенному в СССР издательствами «Советская энциклопедия» и «Советский композитор» (1973‒1982). Авторитетный советский источник почти 50-летней давности. Но своей актуальности во многом ещё не потерял. Желающие могут сопоставить даже эти небольшие выдержки с соответствующей статьей в «Википедии» (в вариантах на русском и английском языках).

 

Поп-музыка | Из «Музыкальной энциклопедии» (СССР, 1973‒1982)

Поп-музыка стала явлением культуры, объединившим для нескольких поколений молодёжи функции серьёзной и лёгкой музыки во всём разнообразии их форм, жанров и стилей. Поп-музыка как идейно-эстетическое явление остро противоречива. Её зарождение относится к 50-м гг. 20 в. и связано с возникновением в США, Великобритании и некоторых др. капиталистических странах т.н. молодёжного движения. <…>

Нарочитая примитивность интонационных формул, многократные повторения той или иной попевки, свободная фразировка на фоне активной метроритмической пульсации создают большую напряжённость, ошеломляют, оглушают и одурманивают слушателей, нередко доводя как исполнителей, так и аудиторию до гипнотического состояния.

Инструментальные ресурсы поп-музыки ограничиваются в основном электрогитарами и ударными инструментами, реже используются трубы, саксофоны, электроорганы и др., иногда применяются и экзотические инструменты Азии (ситар, табла) и Африки (ударные), архаические инструменты европейского Ренессанса. Исключительно важную роль в поп-музыке приобрела электронная аппаратура, дающая возможность преобразовывать звуковой материал. Существенно изменила поп-музыку и манеру вокального исполнения. Интимный стиль (т.н. крунинг) эстрадных певцов 1950-1960-х гг. заменён в поп-музыке пением открытым звуком, «непоставленными» голосами, подчас нарочито искажаемыми и утрированными, с использованием неестественных тесситур. Характерность мужских и женских голосов подчас умышленно стирается, широко применяются различные эффекты, от экстатических выкриков до завывания и стонов.

Поп-музыка изменила и манеру держаться на эстраде. Каждый ансамбль утверждает свой «образ» («имидж»; англ. image), выраженный как внешним видом (причёска, экзотическая одежда и т.п.), так и театрализованным поведением на сцене. Одной из причин возникновения поп-музыки была реакция на усложнение популярной музыки и джаза, которые стали трудными для восприятия в качестве бытовой музыки.

Предыстория поп-музыки связана с распространением стиля «ритм-энд-блюз» (англ. rhythm-and-blues), сложившегося среди негритянского населения дельты Миссисипи, а затем в Чикаго (1930-е гг.). Обычный 12-тактовый блюз исполнялся вокалистом и группой солирующих инструментов (гитара, иногда саксофон, электроорган) с максимальной интенсивностью звукового выражения, их поддерживал мощный ритмический фон, основанный на тяжело акцентированной пульсации. Этот принцип получил название «биг-бит» (big beat). Атмосфера возбуждённости, сопутствовавшая исполнению в стиле «ритм-энд-блюз», активизировала аудиторию (в основном молодёжь), поддерживавшую исполнителей выкриками, хлопаньем, отбиванием такта.<…>

Возникновение собственно поп-музыки связывается в первую очередь с творчеством англ. вок.-инстр. группы «Beatles», сформировавшейся к началу 1960-х гг. Причиной огромной популярности ансамбля наряду с самобытным стилем пения, соединением голосов и т.д. явилось обращение к новой тематике из повседневной действительности с её большими и малыми проблемами.<…>

Жестокая конкуренция, борьба за «выживание» заставляли исполнителей постоянно искать новые формы выразительности. Многие артисты были вынуждены изменять установившиеся манеру и форму исполнения в угоду сомнительному новаторству. Новые виды поп-музыки появляются чуть ли не ежемесячно. К началу 1970-х гг. наблюдался самый обширный ассортимент поп-музыки. Среди общих тенденций — возросший интерес к музыке внеевропейских цивилизаций, а также попытки молодёжи США и Великобритании воспринять религиозно-мистические системы индуизма, зен-буддизма и синтоизма.<…>

В области музыкального языка поп-музыка практически не дала ничего нового, во многом явившись шагом назад по сравнению с джазовой и популярной музыкой 1950-60-х гг. В то же время развитие поп-музыки привело к появлению новых форм музыкальной экспрессии, новых видов взаимодействия исполнителей и аудитории и т.д.


Теперь обратимся к воззрениям яркого представителя джаз-сообщества, нашего современника, патриарха отечественного джаза — Алексея Семёновича Козлова (род. 1935).

 

А.С. Козлов. Биографическая справка

Пионер отечественного джаза с более чем полувековым стажем, прозванный «советским Майлзом Дэвисом». Основатель советского джаз-рока, создатель легендарного ансамбля «Арсенал», видная фигура советского андеграунда. Архитектор по образованию (окончил МАРХИ в 1962 г.). До середины 1970-х занимался теорией дизайна в советском НИИ, однако, едва возникла возможность профессионально заняться музыкой, не задумываясь, сменил место работы. Член Союза композиторов России, заслуженный артист РСФСР, народный артист России.

Музыкант в третьем поколении. Его мама — Екатерина Ивановна Толчёнова в 1920-е годы закончила Московскую консерваторию, хормейстер, преподаватель теории музыки. Её отец был певцом Государственной капеллы, пел на оперной сцене, в церковных хорах, в народном хоре О.Х. Агреневой-Славянской, где с 11 лет начала выступать и Екатерина Толчёнова; дед (протодиакон) и прадед (протоирей) служили в Успенском соборе Московского Кремля.


И если взгляды Л.Л. Сабанеева и Филипа Тэгга были представлены как бы с высоты птичьего полёта, убеждения А.С. Козлова стоит разобрать более детально, причём чаще предоставляя слово именно ему.

Небольшое лирическое отступление. Как известно, русский писатель Викентий Викентьевич Вересаев (1867‒1945) стал зачинателем весьма необычного стиля художественного цитирования (биографическая хроника), когда автор как бы уходит на задний план, предоставляя читателю лишь упорядоченную (во времени и логике событий) цепочку (документальных) свидетельств других лиц.

Как писал В.Ф. Ходасевич, знаменитая книга Вересаева «Пушкин в жизни» (1926), которая и стала эталоном художественного цитирования, возникла случайно. Заинтересовавшись Пушкиным как живым человеком, «во всех подробностях и мелочах его живых проявлений», Вересаев стал в течение ряда лет делать «из первоисточников выписки, касавшиеся Пушкина, его настроений, привычек, наружности и пр.». И вот однажды, просматривая накопившийся материал, Вересаев «неожиданно увидел», что перед ним — «оригинальнейшая и увлекательнейшая книга», «в которой Пушкин встаёт совершенно как живой».

Как уже мог заметить пытливый читатель, ваш покорный слуга в «Письмах о русской музыке» нередко прибегал к подобному приёму. В этот раз он вновь понадобится, в куда более развёрнутом виде. Ведь важно будет представить целостный взгляд на современную музыку глазами А.С. Козлова.

Начнём с классификации. Казалось бы, в сфере музыки давно должны были уже выстроить чёткое деление, подобно тому, как это существует в биологической мировой систематике. Для иллюстрации мысли достаточно взять классическую систему Эрнста Геккеля (1894), в которой выделялось семь иерархических базовых категорий (каждая последующая входила в предыдущую):

  • царство (regnum); животные, растения
  • тип (phylum)
  • класс (classis)
  • отряд (ordo)
  • семейство (familia)
  • род (genus)
  • вид (species)

Музыканты привыкли оперировать категориями «стиль», «жанр», «стиль жанра», «направление»… Но разные критерии соотносения с каждой из категорий и тот факт, что эволюция музыки идёт весьма активно, существенно осложняет ситуацию.

Посмотрим, как это видится Алексею Козлову.

 

Предисловие к классификации по истории музыки ХХ века

Ещё в середине 1990-х, работая над серией дисков для фирмы ИДДК, я сделал попытку вкратце охарактеризовать основные музыкальные стили ХХ столетия. Чтобы у читателя не возникло каких-либо противоречий, изложу свой подход к трактовке некоторых, казалось бы, близких понятий, таких как вид, направление, стиль, жанр.

Мне кажется, что самые крупные явления в музыке, да и в культуре вообще, надо подразделять на ВИДЫ. Это джаз, рок-музыка, поп-музыка, академическая музыка, этническая музыка, электронная музыка и т.д.

Внутри каждого из видов существуют свои подвиды, или направления. Так, например, академическая музыка может быть разделена на классическую и современную по временным параметрам. А по характеру и составу инструментов — на симфоническую и камерную. Внутри каждого из таких направлений можно говорить о различных СТИЛЯХ.

Так, описывая историю джаза, я бы подразделил его на такие направления как ранний, традиционный, современный и нетрадиционный. С выбором последнего термина у меня имеются большие сомнения. Во-первых, здесь возможны и другие названия. Например — экспериментальный или альтернативный. Дело в том, что с течением времени некоторые виды джаза, возникшие как революционно-экспериментальные или авангардистские, становились классическими, то есть традиционными. Это произошло и с модерн-джазом 1940-х, 1950-х годов, получившим тогда название бибоп, и с фри-джазом Орнетта Коулмена, названного позднее авангардом и ставшего в наше время классикой в каком-то смысле.

А вот понятие СТИЛЬ уже логичнее применять, когда предстоит рассмотреть более мелкие деления внутри направлений джаза, рок-музыки и т.д. Здесь, конечно, могут возникнуть свои сложности, поскольку творчество некоторых музыкантов или ансамблей находится на грани между стилями или относится к самым разным стилям, а значит — ни в какие определённые рамки не укладывается.

Что касается понятия ЖАНР, то я постараюсь им вообще не пользоваться, поскольку я не совсем понимаю, к чему его отнести. Раньше его употребляли у нас чаще всего применительно к эстрадному искусству. Например — чтец-декламатор, жонглер, чечёточник, исполнитель народных песен, конферансье, комик, пародист и т.д.


Другими словами, Алексей Козлов на вершину иерархии предлагает ставить (1) виды музыки (джаз, рок, поп, академ и т.п.), затем внутри них вводить (2) направления и далее уточнять их на уровне (3) стилей.

Обратите внимание, что на сегодняшний день законодателем мод в терминологии, во введении и толковании музыкальных терминов является Великобритания. Всё тот же пресловутый Оксфорд. По сути не имеет конкурентов 29-томный «Музыкальный словарь Гроува» (The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001). Перевод на русский язык этого словаря под редакцией Л.О. Акопяна (2007) существенно сокращён (до одного тома). Помимо легендарного Гроува можно выделить 10-томную «Энциклопедию популярной музыки» (The Encyclopedia of Popular Music, 2009).

Россия в этом плане существенно отстаёт. И практически никак не влияет на нормотворчество в музыкальном искусстве. Мы по сути располагаем лишь 6-томной «Музыкальной энциклопедией» (1973‒1982) под редакцией известного советского музыковеда Ю.В. Келдыша, старшего брата прославленного президента Академии наук СССР М.В. Келдыша, а также однотомным «Музыкальным энциклопедическим словарем» п/р Ю.В. Келдыша (1990).

Но вернёмся к позиции А.С. Козлова. В своих публикациях он рельефно высветил насущную потребность в наличии современной продуманной классификации музыки. Речь не о чисто теоретических изысканиях, интересных лишь отдельным музыковедам. Речь о том, что мы (исполнители, слушатели) до сих пор по сути не имеем точной карты «звёздного неба» и ориентируемся в бушующем океане музыки на глаз.

 

Об идее классификации и разделении на стили

Для начала посмотрим на то, как вообще относиться к идее классификации. Существует несколько подходов к тому, как раскладывать по полочкам явления, заметные в мире музыки. Выделю некоторые из таких подходов. Прежде всего — музыковедческий, когда этим занимается специалист, получивший профессиональное искусствоведческое образование, знающий о предмете многое — и историю, и теорию. Другой подход — журналистский. Чаще всего, здесь мы встречаемся с поверхностными оценками, идущими от упрощённого представления о жанрах. Оно ближе всего к широко распространённому, если не сказать – обывательскому. Третий подход имеет отношение к поп-бизнесу, где разделение на стили несколько более изощрённое. Но в данном случае оно сориентировано на вкусы и предпочтения тех, кто покупает продукцию, то есть — потребительские. Четвёртый относится к самим музыкантам: композиторам, исполнителям, лидерам групп, солистам. В данном случае нередко причисление их творчества к какому-либо определённому направлению воспринимается самими музыкантами негативно, иногда как намёк на вторичность, что для истинного творца оскорбительно. Я могу их понять, хотя усматриваю в этом не изжитый пока комплекс неуверенности в себе, который со временем сходит на нет. Но чаще всего сами музыканты причисляют себя к давно признанному направлению, не скрывая того, что являются последователями того или иного известного музыканта с мировым именем, примыкая таким образом к определённому направлению или стилю.

Как показывает мировая практика, от классификации никуда не деться. Все основные издания, каталоги, энциклопедии, справочники и музыкальные сайты построены на подразделении на направления, жанры, стили и виды. Но, если сравнивать между собой то, как подразделяется современная музыка в каждом из них, мы найдём там множество противоречий. Тем не менее, всё это помогает хоть как-то разобраться в том, что же происходит в мире современной музыки.

Представим себе на минуту, что, войдя в крупный магазин, торгующий аудио-продукцией, мы обнаружим полки с расположенными на них дисками без намёка на какую-либо классификацию, всё в одной куче. Скорее всего, мы ничего не сможем купить. Я посещаю наши крупные тогровые фирмы и меня не удовлеворяет то, как названы там разделы. Чаще всего это «джаз», «рок», «поп», «диско», «блюз», «шансон» и «классическая музыка». А что стоит добавить к ним, например, «фанк», «фьюжн», «рэггей», «новую волну», «World Music», «ECM», «New Age», не говоря уже о многочисленных разновидностях того же джаза или рок-музыки. К сожалению, ни владельцы кампаний, ни администрация магазинов не имеют чёткого представления об этих тонкостях.


Раз уж мы коснулись взглядов такого уважаемого эксперта, как А.С. Козлов, имеет смысл погрузиться в становление его музыкального мировосприятия. Что важно, формировалось оно как раз на историческом тектоническом разломе музыкального искусства: золотой эпохи расцвета джаза, рока и поп-музыки.

 

Моё приобщение к классике

Поступив в вуз в середине 1950-х, я начал посещать филармонические концерты, познакомился со студентами консерватории. И осознал еще одну нелепую правду жизни — снобизм академической сферы. Оказалось, что в консерваторской среде к джазу относятся высокомерно, считают музыкой второго сорта. Чтобы убедиться в этом, достаточно было почитать о джазе в музыкальных изданиях, словарях, энциклопедиях, в музыковедческих статьях и исследованиях.<…>

В академической среде негативное отношение к импровизации возникло ещё в конце XIX века. Импровизировать на темы классиков было неприлично, а то и запрещено. И когда в начале ХХ века появился джаз, как искусство профессиональных импровизаторов, образовалась пропасть, разделившая музыку на два антипода — неважно, в какой стране, при каком строе. Но не только импровизационность стала причиной расхождения. Сыграли свою роль и принципиально новые гармонии, а также иное эмоциональное наполнение, связанное с ритмической основой джаза, с его драйвом, синкопами и чувством свинга.<…>

Годы хрущевской оттепели принесли много нового в культурный обиход москвичей. Помню, как впервые был исполнен «Реквием» Моцарта, как молодой органист Гарри Гродберг сыграл запретные до той поры произведения Баха. Каким-то чудом я попал в 1958 году в Малый зал Московской консерватории на концерт для её преподавателей и студентов, где играли два американских джазмена — Дуайт Митчелл и Вили Рафф. Они импровизировали на темы Баха, Шопена и других классиков. Это потрясло академический мир, новое поколение музыкального студенчества начало увлекаться джазом, несмотря на давление со стороны профессуры.

Именно с такими «классиками» я и познакомился в 1996 году на приёме в Доме кино — со струнным Квартетом имени Д. Шостаковича, народными артистами СССР, профессорами Московской консерватории, проработавшими вместе тридцать лет и объехавшие почти все страны мира. Выяснилось, что они давно любят джаз, коллекционируют его записи. И я решился предложить им сделать совместную программу. До этого у меня был опыт выступления с камерным ансамблем Юрия Башмета. Правда, там мне развернуться не удалось, надо было играть только то, что подходило Башмету. Тем не менее, выступая с ним, я понял главное: подобный синтез публике нравится. Приступив к новому эксперименту по соединению импровизации и классики, я взялся за освоение оркестровки для струнного квартета, что оказалось непростым — ведь до этого работал в совсем другом жанре, в электронном джаз-роке.<…>

До 1973 года, до создания «Арсенала» я был чистым джазменом и переиграл в самых разных стилях: свинг, бибоп, кул, ладовый джаз, атональный джаз. Оторваться от влияния стандартов было практически невозможно, а пределом мечтаний казалось — научиться играть как американцы. Но однажды я почувствовал, что продолжать это бессмысленно: научиться играть, как «гиганты»: Чарли Паркер, Джон Колтрейн или Орнетт Коулмен — невозможно, всегда будешь вторичным. Поэтому надо писать свою музыку, играть её по-своему, преодолев «притяжение гигантов».<…>


А.С. Козлова нередко у нас воспринимают как убеждённого приверженца, ярого апологета западничества в отечественной музыкальной культуре. Это и понятно, вырос он на волне профессионального интереса к западной музыке. Как вспоминает А.С. Козлов, «хиппи начала 1970-х с удовольствием слушали всё, лишь бы это была «фирма» — рок из Англии или США, на английском языке. Слушать песни на русском было «западло», это был «совок», ненавистные ВИА». Но с годами пришло понимание заведомой вторичности подражательства, пусть даже очень талантливого и виртуозного. Знать и ценить — это одно. Творить — совсем другое. Что же стало переломным в жизни А.С. Козлова? Общение с профессионалами и творцами высочайшего уровня, вышедшими из академической среды прославленной отечественной музыкальной школы.

 

К слову, в жизни мне нередко приходилось сталкиваться с элитой нашего музыкального авангарда: Эдисоном Денисовым, Соней Губайдуллиной, Альфредом Шнитке, Алексеем Любимовым. Нас, джазменов и рок-музыкантов, художников-абстракционистов и музыкальный авангард, объединяла судьба гонимых в собственной стране.

Но постепенно в моей душе что-то стало меняться в сторону более мелодичной и гармоничной музыки. Я стал чаще слушать русскую классику: Рахманинова, Бородина, Чайковского, Мусоргского, пытаясь переосмыслить их музыку. И начал делать для «Арсенала» свои версии известных произведений, где обязательно присутствовали импровизации. Так в начале 1980-х появились в нашем исполнении Второй фортепианный концерт Рахманинова, «Половецкие пляски» Бородина, «Гавот и марш» Прокофьева — и ряд других произведений. В 1990-е годы круг моего интереса ещё более расширился. Я открыл для себя музыку Габриэля Форе, а также Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Эрика Сати. Как раз в этот период я и познакомился с участниками струнного Квартета им. Д.Д. Шостаковича. Позднее я продолжил свои эксперименты с замечательным «Твинз-квартетом» из молодых выпускниц Московской консерватории. Приобретя достаточный опыт по части переосмысления классики, я продолжил эту линию в «Арс Нова — Трио», где со мной играли клавишник Дмитрий Илугдин и бас-гитарист Евгений Шариков. По сути это был «Арсенал», но без ударных инструментов, камерная версия. Мы исполнили много образцов классического наследия, но — по-новому, в сочетаниях с фрагментами пьес, относящихся к джазу, фанку и этнике. Этот вид эклектики, на мой взгляд, наиболее соответствует вкусам нынешней аудитории.


На этом можно было бы и завершить очередное письмо о русской музыке. Но, полагаю, стоит затронуть ещё один важный момент, который имеет самое прямое отношение к пониманию яркой самобытности отечественного музыкального творчества.

 

Об актуальности современной патриотической песни

Если говорить о том, какую роль в жизни страны может сыграть песня, то в первую очередь надо вспомнить, как сплотила весь народ суровая песня «Священная война», прозвучавшая в первые дни войны. Мне, шестилетнему мальчику, на всю жизнь врезались в душу музыка и слова: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой силой тёмною, с проклятою ордой!». (Авторы — А. Александров и В. Лебедев-Кумач). А недавно пришла в голову простая мысль о том, как не хватает нам сейчас по-настоящему честных, искренних патриотических песен.<…>

В прошлом году, работая над темой истории советской песни, я постепенно пришёл к выводу, что ничего подобного ни в одной стране не было. При всём уважении к венской оперетте и французскому шансону, к итальянским канцоне, к американским мюзиклам и джазовым балладам, к госпелз и блюзам, советские песни, относящиеся к периоду, начиная с 1920-х и кончая серединой 1960-х, уникальны.<…>

Ближе к 1970-м, в этом жанре постепенно испарилась убеждённость, а вместе с ней и самобытность. Появилось новое явление — «советская эстрада», породившая одну из самых своих низкопробных разновидностей — «попсу». На мой взгляд, одной из причин такого перерождения стало то, что «железный занавес» в области культуры сделался заметно прозрачнее. К нам пришла западная мода и авторы песен стали подстраиваться под соответственно изменившийся спрос. Советские люди, почувствовав явное послабление, как губка стали впитывать всё, что звучало по радио и с экранов телевизоров.

 

Интервью «Российской газете» (2015). К 80-летию А.С. Козлова

— Вам, «штатнику», нравятся советские песни?

Алексей Козлов: Во-первых, я уже много лет не «штатник». Несколько лет назад я вёл мастер-класс в Оклахомском университете и понял, что Америка давно уже не джазовая страна. Некоторые преподаватели джазового факультета с трудом представляют себе, кто такие Колтрейн или Коулмен, в большинстве крупных городов, кроме Нью-Йорка, Чикаго, Бостона или Нового Орлеана, нет джазовой жизни, нет джаз-клубов, джазовых радиостанций, на радио звучит поп, кантри или блюз. В лучшем случае — smooth-джаз.

— А что касается советской песни?

Алексей Козлов: Знаете, моё отношение к ней в корне изменилось. По-моему, этому явлению нет аналогов в мировой культуре, и по музыке и по текстам. Какие композиторы — Дунаевский, Блантер, Соловьев-Седой! А поэты — Лебедев-Кумач, Фатьянов! Я недавно выложил результаты своей работы на эту тему на моём сайте и хочу предложить цикл программ на радио. Мне кажется, настоящая, искренняя патриотическая песня сейчас очень нужна. Вот, скажем, что пели в стране 75 лет назад: «Была бы наша Родина богатой да счастливою, а выше счастья Родины нет в мире ничего!» Какие слова!


Если бы мы почаще прислушивались к мудрым словам наших музыкальных мэтров!..