- Все романсы
- I. ТРЕПЕТ
- II. НЕЖНОСТЬ
- III. ГРУСТЬ И ОТЧАЯНИЕ
- IV. НАДЕЖДА
- V. СЧАСТЬЕ
- 1. Только дождь
- 2. Ночные озера
- 3. Белые крылья
- 4. Девочка
- 5. Золотой небосклон
- 6. Твои бессонные глаза
- 7. Эдельвейс
- 8. Голубая ночь
- 9. Вдохновенья обманутых дней
- Поэзия, мечты и сказки
- Кармен-романсы
- Любовь
- Небо
- Коперник
- Звездное небо Бунина
- Бальмонт
- Федерико Гарсиа Лорка
- Антон Чехов
- Иван Бунин
- Александр Куприн
- Романсы и композиторы
- Планеты и созвездия
- Гемма-антология
- Вокальная живопись
- Carmen Cinema
- Фильмография
- Зал Шопена
🔥 ДЛЯ ТЕБЯ. ЛЮБОВЬ И НЕБО
▼ АЛЬБОМЫ
Глава 1
Глава 2
Глава 3
·≡≡≡≡≡·
▼ ПЕТЕРБУРГ
▼ МИР ГОРНИЙ
▼ МИР ДОЛЬНИЙ
▼ КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА
1. ТОЛЬКО ДОЖДЬ
/ муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
/ фильм-романс: на основе кадров из фильма «Человек-амфибия» режиссёров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского (Ленфильм, 1961) по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева (1927)
/ в гл. ролях: Владимир Коренев и Анастасия Вертинская.
рубин, Марс, вокальная техника: {акрил}
«Жираф» — одно из самых известных и знаковых стихотворений Николая Гумилева. На него написано немало вокальных произведений. Но практически все они создавались в лоб, прямым переложением на музыку.
В то же время любой романс, любое вокальное произведение заведомо отличается от исходного стихотворения, подобно тому, как литературное произведение от его экранизации.
Как только добавляется музыка, это уже совсем иное произведение. О возможности появления которого сам автор наверняка и не догадывался. Там появляется типографика музыки, возможность в музыкальной форме выстраивать всю драматургию слияния музыки и слова. То, чего в принципе нет ни у одного стихотворения (даже в устной форме).
Это прекрасно понимали и наши классики, включая П.И.Чайковского, который любил поработать «резцом скульптора» над исходным строками. Стихотворение и соответствующий ему романс могут отличаться, в т.ч. и драматургически. И не только потому, что часть исходного поэтического текста может оказаться «за бортом».
Своего «Жирафа» («Только дождь») я создавал, осознавая и учитывая всё это. У него есть два существенных изменения по отношению к оригиналу: (1) в качестве пролога полностью используется другое стихотворение Гумилева («Отказ») и (2) отсутствует последнее четверостишие «Жирафа». Именно поэтому финальный акцент смещён на совсем другую фразу, которая и привела к появлению иного названия («Только дождь»).
Только дождь. Кармен-романс на основе мелодии песни «За то, что я руки твои не сумел удержать» (Ольга Никитина). Текст создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из двух стихотворений Николая Гумилева, написанных в один день (9 октября 1907 г.):
- Отказ / Из сборника «Романтические цветы» (1908)
- Жираф / Из сборника «Романтические цветы» (1908)
Уверен, они не просто так были написаны в один и тот же день одним и тем же стихотворным метром: 5-стопным амфибрахием.
Н.Гумилев: «У каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи: ямб, как бы спускающийся по ступеням (ударяемый слог по тону ниже неударяемого), свободен, ясен, твёрд и прекрасно передает человеческую речь, напряжённость человеческой воли. Хорей, поднимающийся, окрылённый, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область — пение. Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героинь. Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в движенье, напряженье нечеловеческой страсти. И амфибрахий, их синтез, баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно-лёгкого и мудрого бытия».
В тот год Николай Гумилев вернулся в Россию из Парижа и встретился с теми, кто во многом перевернул его жизнь — со своим учителем Валерием Брюсовым и своей возлюбленной Анной Горенко (Ахматовой), с которой спустя три года он и обвенчался.
== ФИЛЬМ-РОМАНС. Кармен-романс был создан в марте 2018 г. Изначально после записи в студии (в конце марта) был создано пейзажное видео. Подобрать подходящий художественный фильм для монтажа долгое время не удавалось. Главным камнем преткновения был всё тот же жираф. Он настолько «приклеился» к Гумилеву в общественном сознании, что без него уже никуда.
Когда же в январе 2021 г. я осознал, что жираф в фильме-романсе может быть воплощён в грёзах, в мечтах лирического героя, всё стало на свои места. Выбор героини (ещё при создании кармен-романса) для меня был очевиден — безусловно Анастасия Вертинская. В своих фильмах романсах уже не раз использовал её сценические образы: «Девочка» (Н.Гумилев), на основе фильма «Алые паруса», и «Моя звезда» (И.Анненский), на основе фильма «Безымянная звезда».
Для этого романса, если отказаться от явного жирафа, выбор однозначен — «Человек-амфибия». Монтаж фильма, по правде говоря, дался нелегко. Уж очень мало кинематографического материала, за который можно было бы зацепиться и создать целостную миниатюру. Но, тем не менее, фильм-романс завершен.
Царица — иль, может быть, только печальный ребёнок, Она наклонялась над сонно-вздыхающим морем, И стан её, стройный и гибкий, казался так тонок, Он тайно стремился навстречу серебряным взорам. Сбегающий сумрак. Какая-то крикнула птица, И вот перед ней замелькали на влаге дельфины. Чтоб плыть к бирюзовым владеньям влюблённого принца, Они предлагали свои глянцевитые спины. Но голос хрустальный казался особенно звонок, Когда он упрямо сказал роковое: «Не надо»... Царица, иль, может быть, только капризный ребёнок, Усталый ребёнок с бессильною мукою взгляда. — Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканно бродит высокий и гордый жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. — Я знаю весёлые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. Кроме дождя… |
Николай Гумилев (1916): «Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Душа поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо яркий миг, иногда смутно, как зачатье во сне, и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям ещё не окрепшей новой жизни. Всё действует на ход её развития — и косой луч Луны, и внезапно услышанная мелодия, и прочитанная книга, и запах цветка. Всё определяет её будущую судьбу... Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни: они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают».
Надежда |
1. Только дождь | (муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев) | |
2. Ночные озера | (муз. Евгений Дога, сл. Николай Гумилев) | |
3. Белые крылья | (муз. Мануэль Алехандро, сл. Николай Гумилев) | |
— | — | |
4. Девочка | (муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев) | |
5. Золотой небосклон | (муз. Петр Гапон, сл. Николай Гумилев) | |
6. Твои бессонные глаза | (муз. Игорь Двуреченский, сл. Александр Блок) | |
— | — | |
7. Эдельвейс | (муз. Александр Суханов, сл. Константин Бальмонт) | |
8. Голубая ночь | (муз. Евгений Дога, сл. Александр Блок) | |
9. Вдохновенья обманутых дней | (муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок) |