- Все романсы
- I. ТРЕПЕТ
- II. НЕЖНОСТЬ
- III. ГРУСТЬ И ОТЧАЯНИЕ
- IV. НАДЕЖДА
- V. СЧАСТЬЕ
- 1. Нет времени тому названья
- 2. Гаснет мир. Сияет вечер
- 3. Нет, я не жду любви ответной
- 4. Лебединая песня
- 5. У камина
- 6. Печали свет
- 7. Метель
- 8. Капли жемчужные
- 9. Я не буду тебя проклинать
- Поэзия, мечты и сказки
- Кармен-романсы
- Любовь
- Небо
- Коперник
- Звездное небо Бунина
- Бальмонт
- Федерико Гарсиа Лорка
- Антон Чехов
- Иван Бунин
- Александр Куприн
- Романсы и композиторы
- Планеты и созвездия
- Гемма-антология
- Вокальная живопись
- Carmen Cinema
- Фильмография
- Зал Шопена
🔥 ДЛЯ ТЕБЯ. ЛЮБОВЬ И НЕБО
▼ АЛЬБОМЫ
Глава 1
Глава 2
Глава 3
·≡≡≡≡≡·
▼ ПЕТЕРБУРГ
▼ МИР ГОРНИЙ
▼ МИР ДОЛЬНИЙ
▼ КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА
7. МЕТЕЛЬ
/ муз. Георгий Свиридов (1964), сл. Руслан Богатырев (2015)
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
/ фильм-романс: на основе кадров из фильма "Метель" реж. Владимира Басова (Мосфильм, 1964) по одноимённой повести А.С.Пушкина
/ в гл. ролях: Олег Видов, Валентина Титова, Георгий Мартынюк.
сапфир, Юпитер, вокальная техника: {масло}
В декабре 2015 г. отмечалось 100-летие со дня рождения Г.В.Свиридова. Московский камерный ансамбль «Благозвучие» (BELSONECO) готовил новую программу «Православное Рождество в Москве» для выступления в начале января 2016 г. в Мемориальной усадьбе Ф.И.Шаляпина. Эта программа дополняла ранее проведённую там же в декабре 2015 г. программу «Итальянское Рождество в Москве», посвящённую дню рождения итальянской балерины Иолы Торнаги, жены Ф.И.Шаляпина и владелицы этой усадьбы.
Возникла идея превратить инструментальный романс «Метель» в вокальный. Причём с сохранением сюжета фильма «Метель» (1964, «Мосфильм»), повести А.С.Пушкина «Метель» (1830) и на мотивы баллады В.А.Жуковского «Светлана» (1813). Написал слова и исполнил на том концерте. А затем в сентябре 2016 г. смонтировал и фильм-романс исключительно на основе кадров из фильма «Метель».
То был первый фильм-романс. Вслед за ним этот новый жанр постепенно развивался и набирал силу. К настоящему времени создано свыше 50 фильмов-романсов, преимущественно на основе отечественной классики кино («Мосфильм», «Ленфильм»).
Особенность этого фильма-романса — его предваряет увертюра, и это отнюдь не знаменитый вальс Свиридова из этого фильма, а его мягкая «акварельная» вариация — «Отзвуки вальса». В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Её девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». «Отзвуки вальса» вошли туда как самостоятельное произведение. Увертюра позволила расширить рамки произведения и более полно выстроить сюжет.
Морозный свет седой луны. Сквозь бурю, мглу и снег несутся сани... И я спешу согреть устами Озябшие мечты моей печали. И я молю увидеть снова Желанные черты моей любви. — Там тихий храм, венчальный звон. И колокольчик мой звенит с надеждой В метели той, в ночи безбрежной, Средь одиноких вёрст глухой дороги... Но этот сон растаял снежный И загасил свечу моей души. — Хрустальный свет блеснул в тиши, И я услышал песнь пред аналоем. И сладкий тон звучал покоем, И лик Христа сиял в мерцанье дивном. И сладкий тон звучал покоем, И нежный голос пел, взмывая ввысь! (Москва, 28 декабря 2015 г. — 4 января 2016 г.) |
≡≡≡ МЕТЕЛЬ. ОЛЕГ ВИДОВ
В 1964 г. режиссёр Владимир Басов ставит фильм «Метель», который по праву вошёл в золотой фонд отечественного кино. В главных ролях — Валентина Титова, Олег Видов и Георгий Мартынюк. Съёмки проходили в Суздале. В качестве усадьбы помещика Гаврилы Гавриловича был выбран городской сад Суздальского кремля. Сцену венчания снимали внутри Никольской деревянной церкви конца XVIII века, словно специально привезённую для этого из села Глотово Юрьев-Польского района. Пейзажные съёмки велись у р. Нерль, на которой стоит храм Покрова на Нерли, один из самых совершенных храмов, созданных когда-либо на Руси. Георгий Свиридов написал для фильма потрясающую, бессмертную музыку, раскрывшую тончайшие нюансы этого пушкинского чуда. А в 1973 г. облёк её в самостоятельные Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
—
Ниже — фрагмент из книги Александра Руденского «Олег Видов и другие».
<< В том же 1963 году произошло ещё одно знаменательное событие для студента ВГИКа. Олег был утверждён режиссёром Владимиром Басовым на роль Владимира в фильме «Метель» по повести А.Пушкина. <...> Олег вспоминает: «Басов взял меня на роль Владимира в фильме «Метель». Просто пригласил. Студентов тогда приглашали на эпизоды. А он дал мне главную роль. Когда я пришёл в институт, у меня спросили, а как же учеба, я ответил, что Пушкин бывает только один раз в жизни. И я снялся в этом фильме.»
В реальном времени это произошло следующим образом. Встретив Олега в коридоре студии, Басов спросил у него, актёр ли он. На что Олег ответил, что он студент и занимается во ВГИКе. Посмотрев на Олега внимательно, Басов спрашивает, а не согласится ли он сниматься в фильме, если его перекрасят в белый цвет. Услышав, что Олег согласен, сказал идти сразу на кинопробу и потом за получением разрешения в институт. Если с пробами всё прошло отлично, то в институте заявили: «Или учеба, или съёмки». После рассуждений Олега о том, что Пушкин в жизни актёра бывает один раз, его отчислили из студентов. Но это его не остановило. Желание сниматься в фильме по повести А.С.Пушкина, тем более в главной роли, имело магическую силу...
Олег Видов вспоминает: «Для меня это была удивительная встреча с древней Русью, с деревянными церквями, с этими купеческими торговыми рядами и с людьми, которые жили вот этой тихой патриархальной жизнью. Они никуда не бежали, не спешили, а жили каким-то своим укладом, своим внутренним миром. Это было прекрасно, потому что они как бы светились, и этот свет, исходивший от Суздаля, остался в моей памяти навсегда».
В то время, по его собственному мнению, он жил в двух измерениях: «В своём собственном, и жизнью героя моей роли. Была чудесная мягкая зима, деревья в инее, всё белым-бело, как в сказке. И это всё перенеслось на экран». >>
≡≡≡ МЕТЕЛЬ. ВЛАДИМИР БАСОВ И ВАЛЕНТИНА ТИТОВА
В 1963 г. Владимир Басов пишет заявку на фильм «Метель». На съёмках к нему приходит большая любовь. В молоденькую Валентину Титову он влюбляется с первого взгляда, чего вовсе нельзя сказать о ней. Ученица Товстоногова, красавица, комсомолка и отличница Валечка Титова только что пережила роман с женатым мужчиной, прославленным вахтанговцем Вячеславом Шалевичем. Знакомство с Шалевичем состоялось в Свердловске, куда Театр им. Вахтангова приехал на гастроли.
Когда Басов увидел Титову впервые, он потрясённо сказал: «Женюсь!». «Это невозможно – она любит другого», – ответили ему. – «Всё равно женюсь».
Начались съёмки «Метели». Он пригласил её на главную роль. По вечерам в Суздале делать было особенно нечего, и Басов водил её в кино. Там он садился рядом и смотрел на её профиль, не отрываясь. По возвращении в Ленинград часами простаивал в машине под театром, дожидаясь когда она выйдет после репетиции. Забрасывал её цветами и подарками, водил весь её курс в рестораны... Вскоре они сыграли свадьбу.
Грусть и отчаяние |
1. Нет времени тому названья | (муз. Александр Суханов, сл. Дж. Байрон) | |
2. Гаснет мир. Сияет вечер | (муз. Ольга Никитина, сл. Георгий Иванов) | |
3. Нет, я не жду любви ответной | (муз. и сл. Александр Суханов) | |
— | — | |
4. Лебединая песня | (муз. Игорь Двуреченский, сл. Александр Блок) | |
5. У камина | (муз. Яков Пригожий, сл. Сергей Гарин) | |
6. Печали свет | (муз. Александр Малинин, сл. Лариса Рубальская) | |
— | — | |
7. Метель | (муз. Георгий Свиридов, сл. Руслан Богатырев) | |
8. Капли жемчужные | (муз. Евгений Крылатов, сл. Сергей Есенин) | |
9. Я не буду тебя проклинать | (муз. Василий Агапкин, сл. Николай Гумилев) |