ОТЧАЯНИЕ Кассиопея

 

7. МЕТЕЛЬ

/ муз. Георгий Свиридов (1964), сл. Руслан Богатырев (2015)
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

/ фильм-романс: на основе кадров из фильма "Метель" реж. Владимира Басова (Мосфильм, 1964) по одноимённой повести А.С.Пушкина
/ в гл. ролях: Олег Видов, Валентина Титова, Георгий Мартынюк.


img_previewimg_previewimg_preview

сапфир,  Юпитер,  вокальная техника: {масло}


В декабре 2015 г. отмечалось 100-летие со дня рождения Г.В.Свиридова. Московский камерный ансамбль «Благозвучие» (BELSONECO) готовил новую программу «Православное Рождество в Москве» для выступления в начале января 2016 г. в Мемориальной усадьбе Ф.И.Шаляпина. Эта программа дополняла ранее проведённую там же в декабре 2015 г. программу «Итальянское Рождество в Москве», посвящённую дню рождения итальянской балерины Иолы Торнаги, жены Ф.И.Шаляпина и владелицы этой усадьбы.

Возникла идея превратить инструментальный романс «Метель» в вокальный. Причём с сохранением сюжета фильма «Метель» (1964, «Мосфильм»), повести А.С.Пушкина «Метель» (1830) и на мотивы баллады В.А.Жуковского «Светлана» (1813). Написал слова и исполнил на том концерте. А затем в сентябре 2016 г. смонтировал и фильм-романс исключительно на основе кадров из фильма «Метель».

То был первый фильм-романс. Вслед за ним этот новый жанр постепенно развивался и набирал силу. К настоящему времени создано свыше 50 фильмов-романсов, преимущественно на основе отечественной классики кино («Мосфильм», «Ленфильм»).

Особенность этого фильма-романса — его предваряет увертюра, и это отнюдь не знаменитый вальс Свиридова из этого фильма, а его мягкая «акварельная» вариация — «Отзвуки вальса». В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Её девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». «Отзвуки вальса» вошли туда как самостоятельное произведение. Увертюра позволила расширить рамки произведения и более полно выстроить сюжет.


Морозный свет седой луны.
Сквозь бурю, мглу и снег несутся сани...
И я спешу согреть устами
Озябшие мечты моей печали.

И я молю увидеть снова
Желанные черты моей любви.


Там тихий храм, венчальный звон.
И колокольчик мой звенит с надеждой
В метели той, в ночи безбрежной,
Средь одиноких вёрст глухой дороги...

Но этот сон растаял снежный
И загасил свечу моей души.


Хрустальный свет блеснул в тиши,
И я услышал песнь пред аналоем.
И сладкий тон звучал покоем,
И лик Христа сиял в мерцанье дивном.

И сладкий тон звучал покоем,
И нежный голос пел, взмывая ввысь!

(Москва, 28 декабря 2015 г. — 4 января 2016 г.)


≡≡≡ МЕТЕЛЬ. ОЛЕГ ВИДОВ

В 1964 г. режиссёр Владимир Басов ставит фильм «Метель», который по праву вошёл в золотой фонд отечественного кино. В главных ролях — Валентина Титова, Олег Видов и Георгий Мартынюк. Съёмки проходили в Суздале. В качестве усадьбы помещика Гаврилы Гавриловича был выбран городской сад Суздальского кремля. Сцену венчания снимали внутри Никольской деревянной церкви конца XVIII века, словно специально привезённую для этого из села Глотово Юрьев-Польского района. Пейзажные съёмки велись у р. Нерль, на которой стоит храм Покрова на Нерли, один из самых совершенных храмов, созданных когда-либо на Руси. Георгий Свиридов написал для фильма потрясающую, бессмертную музыку, раскрывшую тончайшие нюансы этого пушкинского чуда. А в 1973 г. облёк её в самостоятельные Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».


Ниже — фрагмент из книги Александра Руденского «Олег Видов и другие».

<< В том же 1963 году произошло ещё одно знаменательное событие для студента ВГИКа. Олег был утверждён режиссёром Владимиром Басовым на роль Владимира в фильме «Метель» по повести А.Пушкина. <...> Олег вспоминает: «Басов взял меня на роль Владимира в фильме «Метель». Просто пригласил. Студентов тогда приглашали на эпизоды. А он дал мне главную роль. Когда я пришёл в институт, у меня спросили, а как же учеба, я ответил, что Пушкин бывает только один раз в жизни. И я снялся в этом фильме.»

В реальном времени это произошло следующим образом. Встретив Олега в коридоре студии, Басов спросил у него, актёр ли он. На что Олег ответил, что он студент и занимается во ВГИКе. Посмотрев на Олега внимательно, Басов спрашивает, а не согласится ли он сниматься в фильме, если его перекрасят в белый цвет. Услышав, что Олег согласен, сказал идти сразу на кинопробу и потом за получением разрешения в институт. Если с пробами всё прошло отлично, то в институте заявили: «Или учеба, или съёмки». После рассуждений Олега о том, что Пушкин в жизни актёра бывает один раз, его отчислили из студентов. Но это его не остановило. Желание сниматься в фильме по повести А.С.Пушкина, тем более в главной роли, имело магическую силу...

Олег Видов вспоминает: «Для меня это была удивительная встреча с древней Русью, с деревянными церквями, с этими купеческими торговыми рядами и с людьми, которые жили вот этой тихой патриархальной жизнью. Они никуда не бежали, не спешили, а жили каким-то своим укладом, своим внутренним миром. Это было прекрасно, потому что они как бы светились, и этот свет, исходивший от Суздаля, остался в моей памяти навсегда».

В то время, по его собственному мнению, он жил в двух измерениях: «В своём собственном, и жизнью героя моей роли. Была чудесная мягкая зима, деревья в инее, всё белым-бело, как в сказке. И это всё перенеслось на экран». >>


≡≡≡ МЕТЕЛЬ. ВЛАДИМИР БАСОВ И ВАЛЕНТИНА ТИТОВА

В 1963 г. Владимир Басов пишет заявку на фильм «Метель». На съёмках к нему приходит большая любовь. В молоденькую Валентину Титову он влюбляется с первого взгляда, чего вовсе нельзя сказать о ней. Ученица Товстоногова, красавица, комсомолка и отличница Валечка Титова только что пережила роман с женатым мужчиной, прославленным вахтанговцем Вячеславом Шалевичем. Знакомство с Шалевичем состоялось в Свердловске, куда Театр им. Вахтангова приехал на гастроли.

Когда Басов увидел Титову впервые, он потрясённо сказал: «Женюсь!». «Это невозможно – она любит другого», – ответили ему. – «Всё равно женюсь».

Начались съёмки «Метели». Он пригласил её на главную роль. По вечерам в Суздале делать было особенно нечего, и Басов водил её в кино. Там он садился рядом и смотрел на её профиль, не отрываясь. По возвращении в Ленинград часами простаивал в машине под театром, дожидаясь когда она выйдет после репетиции. Забрасывал её цветами и подарками, водил весь её курс в рестораны... Вскоре они сыграли свадьбу.

Грусть и отчаяние

 1. Нет времени тому названья(муз. Александр Суханов, сл. Дж. Байрон)
 2. Гаснет мир. Сияет вечер(муз. Ольга Никитина, сл. Георгий Иванов)
 3. Нет, я не жду любви ответной(муз. и сл. Александр Суханов)
 
 4. Лебединая песня(муз. Игорь Двуреченский, сл. Александр Блок)
 5. У камина(муз. Яков Пригожий, сл. Сергей Гарин)
 6. Печали свет(муз. Александр Малинин, сл. Лариса Рубальская)
 
 7. Метель(муз. Георгий Свиридов, сл. Руслан Богатырев)
 8. Капли жемчужные(муз. Евгений Крылатов, сл. Сергей Есенин)
 9. Я не буду тебя проклинать(муз. Василий Агапкин, сл. Николай Гумилев)

img_preview